Демоны ба-цзы

О ба-цзы сегодня известно весьма широко, но как это часто происходит с областью традиционных китайских знаний, из-за различия менталитетов и проблем перевода, в процессе изучения ба-цзы, не-китайские практикующие часто сталкиваются как минимум с двумя проблемами:

  • Непонятной, мистический терминологией, включающей в себя, в частности, различных «Духов», Демонов» и «Божеств»;
  • Следующим за непонятной терминологией непониманием, как же именно на нас воздействуют многочисленные «Духи» и «Демоны», встречающиеся в описаниях ба-цзы, такие как Демон Красоты, Демон Грабежа, Демон Уничтожения и другие; 

Терминологическая запутанность возникает с самого начала: даже саму технику ба-цзы многие по привычке именуют «астрологией», подразумевая под этим, что, как и в западной астрологии, мы рассматриваем характер и судьбу человека, исследуя данные момента его рождения.

Обычные практикующие при этом не обращают внимания на то, что начало слова «астрология», происходит от греческого «astron», означающего: «звезда», то есть, в астрологии говорится о чем-то, что относится к реальным звездам, о которых в ба-цзы речь не идет совсем. Точнее, в отличие от западной астрологии, где астрологическая карта строится на основе расположения звезд знаков Зодиака, других созвездий, Луны и планет Солнечной системы, в ба-цзы говорится лишь об одной звезде, по имени Солнце. 

На это обратил внимание исследователь ба-цзы, Доктор Манфред Кубни, написавший единственный в своем роде Учебник ба-цзы (издавался только на немецком и тираж давно распродан). Доктор Кубни всегда обращает большое внимание на точность и понятность терминов.

И, хотя, он назвал свой учебник: «Традиционная китайская астрология Бацзы Суаньмин – расчет судьбы по восьми знакам» (Traditionelle Chinesische Astrologie Bazi Suanming - Die Schicksalsberechnung nach den acht Zeichen), все же, в своих лекциях он не устает подчеркивать, что ба-цзы – это не астрология, а скорее «климатология», имея в виду, что основное влияние на структуру карты ба-цзы человека оказывает время рождения, рассчитываемое по году, сезону, дню и времени суток, то есть, по факторам, определяющим, скорее, климат в конкретном месте рождения, чем расположение звезд. Так, Доктор Кубни применил термин «климатология» в отношении системы оценки судьбы и удачи человека, называемой ба-цзы.

Это же касается и других терминов, которыми сегодня пользуются многие практикующие ба-цзы. Существуют «традиционные» термины, такие как уже упоминавшиеся «Божества», «Духи», «Демоны»… Используются такие выражения для описания разных факторов в ба-цзы: Демон Красоты, Демон Пустоты, Демон Избиения Овец, Демон Уничтожения, Десять Божеств, Полезный Бог, и другие.

Существуют более адаптированные термины, например, группу Духов и Демонов часто называют «Символическими звездами», Демона Уничтожения – «Ангелом Смерти», а Цветок Персика – «Цветком Романтики», и так далее. Существуют также термины, которые ввел в оборот Доктор Манфред Кубни в своем Учебнике ба-цзы.

Многие из практикующих даже не подозревают, что те или иные термины, используемые в ба-цзы, были добавлены именно Доктором Кубни в результате его исследований и написания научных текстов. В результате, появились новые названия для старых понятий, например: «Оперативное сознание» вместо «Полезный Бог», «Дневная Доминанта» вместо «Господин дня», «такты» вместо «столпы удачи», «фазы ци» вместо «Проводимость Небесных стволов», и многие другие.

Эти, уже прочно вошедшие в лексикон современных практикующих ба-цзы термины, были впервые введены Манфредом Кубни в 2006 году во время его первого курса в России. За 11 лет, прошедших с его первого приезда, обучение у Доктора Кубни прошли сотни учеников, которые, конечно же, сразу начали использовать его методику и терминологию. Сегодня мы можем встретить его термины повсеместно в интернете.

Чем отличается терминология Доктора Кубни? В первую очередь тем, что он, как европеец, стремится использовать понятные обычному европейцу термины, не указывающие на религиозность или мистику. Во-вторых, Доктор Кубни – возможно, первый из тех, кто перенес исследование практического ба-цзы и других традиционных китайских «наук о жизни» в университетскую среду, начав с защиты диссертации, названной: «Ци – концепция жизненной силы в Китае.

Определения, теории и принципы» (“Qi - Lebenskraftkonzepte in China. Definitionen, Theorien und Grundlagen”). Перенос изучения традиционных знаний в научную среду потребовал, с одной стороны, введения понятных в этих кругах нерелигиозных и неэзотерических терминов, а с другой – научных объяснений того, как эти знания могут быть поняты с принятых в научном мире позиций.

В результате, Доктор Кубни, проживший несколько лет на Тайване и изучивший предмет «изнутри», вернувшись в Европу, провел большую работу по адаптации китайских знаний к современному обществу. Он пришел к выводу, что многие «демонические» понятия ба-цзы можно выразить в виде более понятных европейцу психологических терминах. Например, часто употребляемый китайскими Мастерами термин ба-цзы: «Десять Божеств», он перевел в понятие: «Десять психических моделей».

Вот как он описывает это в своем Учебнике ба-цзы: «В данном случае речь идет о десяти психических моделях, которые определяют личность каждого отдельного человека. Каждая модель личности отражает один из существенных аспектов человеческой природы, которые в Древнем Китае считались основными. Так, например, модель личности «Дух Наслаждения» представляла страстный характер, а модель личности «Вызов Власти» ̶ независимый характер, человека, который действует по своим собственным правилам».

В результате, мистическое знание ба-цзы, в котором влияние Духов и Демонов (Шэнь-Ша, по-китайски) описывается в китайских терминах, в методике Манфреда Кубни, превратилось в один из разделов психологии, где в основе стоит исследование даты рождения человека. Все «Боги», «Божества» или «Духи» и «Демоны» воспринимаются не как некие внешние силы, как можно было бы предположить по их названиям, а лишь как внутренние психологические процессы, помогающие или наоборот, препятствующие человеку в достижении тех или иных целей.

И, хотя на своих курсах Доктор Манфред Кубни приводит список из 19 «Духов удачи» и «Демонов неудачи», все объяснения их влияния строятся на описании внутренних процессов, происходящих в уме владельца карты ба-цзы. 

Как пример, значение Демона уничтожения в ба-цзы – это глубинные психологические страхи. Говорится, что Демон уничтожения: «разрушает потомков, наказывает супруга, в профессии человек боязлив и не получает заслуженного признания». Значение Демона грабежа в ба-цзы – различные потери, необязательно материальные. Например, это может быть потеря шанса, возможности, жизнерадостности, потеря социального статуса, потеря уважения к закону. Значение Демона красоты в ба-цзы может быть интерпретировано двояко. С одной стороны, это – очарование, самоочарование, обманчивые надежды, с другой – разочарование в результате несбывшихся надежд.

Анатолий Соколов

Подпишитесь на наш канал "Фен-шуй для успеха и богатства", чтобы получить больше статей, которые помогут изменить свою жизнь к лучшему! Ставьте, "нравится" и делитесь нашими статьями в Фейсбук, ВК или ОК.