Почему я всегда уделяю внимание краям кадра, и как это помогает сделать фотографии лучше

432 full reads
554 story viewsUnique page visitors
432 read the story to the endThat's 78% of the total page views
2 minutes — average reading time

Фотографируя, легко поймать то, что находится в центре кадра, и так же легко можно прохлопать то, что размещено по его краям. Но штука в том, что края могут удивительным образом повлиять на эффектность ваших композиций, а более вдумчивый подход к этой части изображения может действительно улучшить ваши фотографии!

Многие из нас как только научатся компоновать кадр, вместо привычки новичков “наведи камеру и снимай”, делают что? Правильно: сосредотачиваются на том, что творится в центре изображения или в третях композиции, если вы следуете правилу третей. Возможно, вас научили помещать объект съёмки в точки пересечения сетки, разделяющей ваше изображение на трети или, может быть, в центре, и... всё.

Часто, ведя разговор о композиции кадра, преподаватели курсов фотографии совершенно забывают о важности краёв кадра. Изображение: spp-photo.ru
Часто, ведя разговор о композиции кадра, преподаватели курсов фотографии совершенно забывают о важности краёв кадра. Изображение: spp-photo.ru
Часто, ведя разговор о композиции кадра, преподаватели курсов фотографии совершенно забывают о важности краёв кадра. Изображение: spp-photo.ru

Но вот чего вам не рассказали, так это то, что края кадра, хотя им и не уделяют большого внимания на курсах фотографии, также имеют большое значение. Потратьте время на то, чтобы полностью осмотреть кадр в видоискателе (или на экране в режиме Live View), и проверить, что попадает на края кадра или рядом с ними. Если не поленитесь это сделать, то композиция ваших снимков может выйти на новый уровень.

Если говорить о краях кадра, то тут бывает два основных “косяка”: обрезается часть объекта съёмки, либо объект съёмки располагается слишком близко к краю кадра. И то и другое сделать очень просто, особенно при съёмке движущегося объекта, и оба этих “косяка” обычно приводят к неидеальной композиции.

Обрезка объекта съёмки

Фото слева было сделано первым, когда я не обращал особого внимания на края кадра. Я неудачно обрезал два места на теле модели, что сделало композицию очень слабой. Но я вовремя спохватился, и исправил ситуацию, получив фото, которое вы можете увидеть справа. Изображение: spp-photo.ru
Фото слева было сделано первым, когда я не обращал особого внимания на края кадра. Я неудачно обрезал два места на теле модели, что сделало композицию очень слабой. Но я вовремя спохватился, и исправил ситуацию, получив фото, которое вы можете увидеть справа. Изображение: spp-photo.ru
Фото слева было сделано первым, когда я не обращал особого внимания на края кадра. Я неудачно обрезал два места на теле модели, что сделало композицию очень слабой. Но я вовремя спохватился, и исправил ситуацию, получив фото, которое вы можете увидеть справа. Изображение: spp-photo.ru

Целенаправленная обрезка (кадрирование) объектов съёмки — способ вполне приемлемый. Например, портрет в три четверти — отличный тому пример. Четверть тела отсутствует на фотографии, но она всё равно выглядит прекрасно.

Но попробуйте “отхватить” у кого-нибудь на фото только небольшую часть, например, несколько пальцев или кусочек головы - и ваше фото будет выглядеть сделанным случайно. А если композиция фотографии выглядит случайной, то само фото будет смотреться непрофессионально.

Итак, если вы собираетесь обрезать у модели часть тела, постарайтесь сделать это с умом. Либо возьмите за привычку оставлять немного больше места вокруг объекта съёмки. Оно вам, кстати, может пригодиться, если вы решите кадрировать кадр позже.

А что делать, если фото с неправильной обрезкой вы обнаружите на этапе редактирования? Отправлять его в корзину, как неудачное? Не стоит торопиться! Можно попробовать обрезать фотографию ещё сильнее — это может улучшить композицию.

Вот вам ещё пример. На фото слева я по невнимательности обрезал лапы собаки. Фото было сделано для Instagram, и, о чудо, ужасное кадрирование Instagram, на самом деле улучшило композицию фото справа. Изображение: spp-photo.ru
Вот вам ещё пример. На фото слева я по невнимательности обрезал лапы собаки. Фото было сделано для Instagram, и, о чудо, ужасное кадрирование Instagram, на самом деле улучшило композицию фото справа. Изображение: spp-photo.ru
Вот вам ещё пример. На фото слева я по невнимательности обрезал лапы собаки. Фото было сделано для Instagram, и, о чудо, ужасное кадрирование Instagram, на самом деле улучшило композицию фото справа. Изображение: spp-photo.ru

Иногда кадрирование с другим соотношением сторон также может сделать композицию лучше. Так что, не забывайте и об этом варианте. Конечно, если вы на фото обрезали часть плеча или головы модели, то ни один из этих способов может не спасти ситуацию, но попробовать стоит.

Размещение объектов слишком близко к краю

Ещё одна распространенная проблема, которую я замечаю в композиции фотографии, — это размещение части объекта или всего объекта слишком близко к краю кадра. Если между краем кадра и объектом съёмки вы оставите тоненькую полоску, то это создает визуальное напряжение, что обычно не очень хорошо.

Расположение локтя невероятно близко к краю кадра создает напряжение и уводит зрителя от композиции. Изображение: spp-photo.ru
Расположение локтя невероятно близко к краю кадра создает напряжение и уводит зрителя от композиции. Изображение: spp-photo.ru
Расположение локтя невероятно близко к краю кадра создает напряжение и уводит зрителя от композиции. Изображение: spp-photo.ru

Бороться с этим “косяком” довольно просто: оставьте некоторое пространство между краем композиции и вашим объектом. Это дает возможность глазам более свободно перемещаться по изображению. Помните, что некоторые изображения будут действительно несбалансированными, если вы поместите объект слишком близко к краю кадра.

Фото слева очень неуравновешенно из-за художницы, находящейся близко к краю кадра. Когда вокруг неё больше места, как на фото справа, композиция становится намного более удачной. Изображение: spp-photo.ru
Фото слева очень неуравновешенно из-за художницы, находящейся близко к краю кадра. Когда вокруг неё больше места, как на фото справа, композиция становится намного более удачной. Изображение: spp-photo.ru
Фото слева очень неуравновешенно из-за художницы, находящейся близко к краю кадра. Когда вокруг неё больше места, как на фото справа, композиция становится намного более удачной. Изображение: spp-photo.ru

Как исправить фотографию, в которой объект съёмки находится слишком близко к краю? В зависимости от ситуации, есть два варианта. Первый — попробовать перекадрировать снимок, как я писал выше.

Второй — если это позволяет само фото и ваши навыки в редактировании изображений — расширить в редакторе фон, добавив вокруг объекта съёмки немного больше свободного места. Этот вариант хорошо подходит для студийных портретов с однотонным фоном, и для снимков с расфокусированной листвой.

Иcточник: spp-photo.ru