Почему ваши фото получаются размытыми. Рассказываю про главные причины и способы их исправления. Часть 1

30 April
856 full reads
1,1k story viewsUnique page visitors
856 read the story to the endThat's 73% of the total page views
2,5 minutes — average reading time

«Почему мои фотографии получаются размытыми?». Это частый вопрос, на который нет простого ответа. На самом деле причиной нечётких фотографий могут стать многие факторы, поэтому часто бывает очень непросто определить точную причину размытого изображения.

Фотограф Энн Маккинелл собрала в одной статье 10 основных причин, почему ваши фотографии получаются размытыми. Предлагаю вам познакомиться с переводом её интересной и полезной статьи, выполненной специально для наших читателей. Скорее всего, как только вы разберётесь с причинами, о которых будет рассказано ниже, вы сразу же начнёте снимать резкие фотографии.

Даже самая красивая фотография, получившаяся нечёткой, вряд ли вас порадует. Коллаж: spp-photo.ru
Даже самая красивая фотография, получившаяся нечёткой, вряд ли вас порадует. Коллаж: spp-photo.ru
Даже самая красивая фотография, получившаяся нечёткой, вряд ли вас порадует. Коллаж: spp-photo.ru

Давайте начнём с основной причины размытых снимков.

Вы используете слишком длинную выдержку

Что бы вы ни думали, но лишь очень немногие люди могут оставаться неподвижным в течение, например, половины секунды.

Фактически, большинство людей могут неподвижно удерживать камеру в руках в течение очень короткого отрезка времени: от 1/160 до 1/80 с (хотя это время может колебаться в зависимости, например, от фокусного расстояния объектива).

Снимая с рук, помните простое практическое правило: для получения резкого фото продолжительность выдержки должна быть обратно-пропорциональна фокусному расстоянию вашего объектива (или короче).

Например, если вы используете 60-мм объектив, выдержка должна быть 1/60 с или короче. С объективом 200 мм выдержка при съёмке с рук должна быть не более 1/200 с. С объективом 400 мм — не более 1/400 с и так далее (чем длиннее фокусное расстояние вашего объектива, тем сильнее он подвержен дрожанию, поэтому для телеобъективов требуется использовать более короткие выдержки).

Резкое фото пеликана, снятое на 400-мм телеобъектив. При съёмке была выбрана выдержка в 1/400 с, что снизило вероятность дрожания камеры. Иллюстративное фото: Энн Маккинелл через spp-photo.ru
Резкое фото пеликана, снятое на 400-мм телеобъектив. При съёмке была выбрана выдержка в 1/400 с, что снизило вероятность дрожания камеры. Иллюстративное фото: Энн Маккинелл через spp-photo.ru
Резкое фото пеликана, снятое на 400-мм телеобъектив. При съёмке была выбрана выдержка в 1/400 с, что снизило вероятность дрожания камеры. Иллюстративное фото: Энн Маккинелл через spp-photo.ru

Некоторые объективы и камеры оснащены системами стабилизации изображения, позволяющими увеличить продолжительность выдержки на 3-5 стопов. Так что на 60-миллиметровый объектив с рук можно снимать на выдержке вплоть до

1/8 с. Но не лишним будет перестраховаться и сделать тестовый снимок, чтобы убедиться в том, что снимки не будут размытыми.

Определите вашу минимальную выдержку

В дополнение к упомянутому правилу важно знать свою личную минимальную выдержку.

Дело в том, что все мы немного дрожим. Одни из нас сильнее, чем другие. Так что неплохо было бы узнать, в какой момент дрожание камеры становится для вас проблемой.

Попробуйте такое упражнение: Переведите камеру в режим приоритета выдержки и сделайте снимок с выдержкой 1/500 с. Затем увеличьте выдержку и сделайте ещё один снимок. Продолжайте снимать, увеличивая выдержку, пока не доберётесь до выдержки в 1 с или около того. Затем загрузите фото на компьютер и рассмотрите их. Задайте себе вопрос: на какой выдержке дрожание камеры на ваших снимках становится заметным?

Например, я вычислил, что мой порог выдержки — 1/125 с, и я стараюсь не снимать с рук на более длинных выдержках.

Вы не используете штатив

Если вы не можете использовать короткую выдержку, исключающую дрожание камеры (например, из-за плохого освещения) или не хотите использовать её по каким-либо творческим задумкам (например, вы намеренно пытаетесь размыть что-то в кадре), то вам нужно каким-то образом зафиксировать камеру.

В условиях сложного освещения штатив бывает жизненно необходим. Иллюстративное фото: Энн Маккинелл через spp-photo.ru
В условиях сложного освещения штатив бывает жизненно необходим. Иллюстративное фото: Энн Маккинелл через spp-photo.ru
В условиях сложного освещения штатив бывает жизненно необходим. Иллюстративное фото: Энн Маккинелл через spp-photo.ru

Идеальным вариантом для этого будет использование штатива. Он поможет вам получать резкие фотографии на выдержках от 1 с и более. Если штатив слишком неудобен, рассмотрите вариант с моноподом, который более компактен и универсален.

Не забывайте о том, что при использовании штатива нужно отключать функцию стабилизации изображения в объективе или камере. Иначе из-за её работы изображение, отснятое со штатива, может получиться размытым.

Вы плохо владеете техникой удержания камеры

Для большей стабильности старайтесь довести до автоматизма наиболее простое и устойчивое положение для съёмки с рук: Встаньте, слегка расставив ступни, одна из которых направлена вперёд и плотно прижата к земле, чтобы стабилизировать ваше тело в направлении справа-налево и спереди-назад. Крепко прижмите локти к груди и используйте видоискатель, а не экран Live View (поднесите камеру к лицу, чтобы она оставалась устойчивой). Поддерживайте камеру левой рукой, обхватив объектив снизу, а правой рукой возьмитесь за рукоятку камеры и плавно нажмите кнопку спуска затвора.
Один из оптимальных вариантов удержания камеры. Иллюстративное фото: Энн Маккинелл через spp-photo.ru
Один из оптимальных вариантов удержания камеры. Иллюстративное фото: Энн Маккинелл через spp-photo.ru
Один из оптимальных вариантов удержания камеры. Иллюстративное фото: Энн Маккинелл через spp-photo.ru

Некоторые фотографы даже прислушиваются к своему дыханию и сердцебиению, стараясь делать снимок на выдохе.

Вы используете слишком открытую диафрагму

От размера диафрагмы зависит глубина резкости, то есть то, какая часть изображения находится в фокусе. И это напрямую влияет на резкость вашей фотографии.

Фокусируясь, объектив фиксируется на определённом расстоянии, известном как плоскость фокусировки. Таким образом, если вы сфокусируетесь, например на 4,5 метрах, всё, что находится на этом расстоянии от камеры, будет иметь максимальную резкость. А всё, что будет лежать перед или позади этой плоскости, начнёт постепенно размываться. Сила этого эффекта размытия, то есть скорость падения резкости, зависит от диафрагмы.

Если вы используете открытую диафрагму, к примеру, f/2.8, глубина резкости будет очень небольшой. Этот эффект усиливается за счёт объективов с более длинным фокусным расстоянием. Поэтому, если вы используете телеобъектив с диафрагмой f/2,8, резкий фокус может быть только на тонкой, как бритва, плоскости изображения. Но если вы используете более закрытую диафрагму, такую как f/11 или f/18, глубина резкости будет больше. То есть большая часть изображения будет чёткой.

На диафрагме f/20 всё становится резким от переднего плана до заднего. Иллюстративное фото: Энн Маккинелл через spp-photo.ru
На диафрагме f/20 всё становится резким от переднего плана до заднего. Иллюстративное фото: Энн Маккинелл через spp-photo.ru
На диафрагме f/20 всё становится резким от переднего плана до заднего. Иллюстративное фото: Энн Маккинелл через spp-photo.ru

Выбор оптимальной диафрагмы зависит от типа изображения, которое вы собираетесь снять. Но если вы захотите, чтобы всё в кадре было как можно более резким, попробуйте использовать закрытую диафрагму (в диапазоне между f/11 или f/22).

Обратите внимание, что закрытая диафрагма пропускает меньше света, поэтому для правильной экспозиции вам придется использовать более длинную выдержку. Так что, не забывайте про первую проблему в этом списке!

Вы не используете автофокус

Современные камеры отличаются отличной производительностью, поэтому позвольте им делать то, с чем они хорошо справляются! Я имею в виду фокусировку как на неподвижных, так и на движущихся объектах.

Автофокус идеален? Нет, и чуть ниже я перечислю ситуации, когда ручная фокусировка действительно полезна. Но в целом автофокус — лучший вариант для любой съёмки.

Источник: spp-photo.ru

Ещё о пяти причинах размытых фото мы поговорим в следующей части статьи. Ставьте лайк, если тема вам интересна и вы ждёте продолжения.