6832 subscribers

Зачем нужны маски в Photoshop и как ими пользоваться

Нужно переставить модель на другой фон? Поменять цвет неба, глаз, волос, кожи? Хочется поднять резкость только на лице героя, но не трогать окружение?

Как только вам нужно подкорректировать часть изображения, а не всё целиком, в дело вступают маски. Подробно рассказываем, что такое маски, как ими пользоваться и как настраивать инструменты для работы с ними.

Фото: Елизавета Чечевица / instagram.com/chechevic_a
Фото: Елизавета Чечевица / instagram.com/chechevic_a
Фото: Елизавета Чечевица / instagram.com/chechevic_a

Что такое маска и что с их помощью можно сделать

Маска — это по сути трафарет, который накладывается на слой, делая его части невидимыми. При этом вы сами, вручную, выбираете, что будет видно, а что спрятано.

С помощью масок можно:

  • Вырезать объект или фон

С помощью маски можно вырезать любой элемент фотографии, а всё остальное «спрятать» или — на профессиональном сленге — замаскировать.

Например, вы кладете на фотографию-портрет маску и скрываете фон (о том, как работать с маской, в следующем разделе). Тогда вы, как зритель, будете видеть только модель на прозрачном фоне.

Фон фотографии заменён с помощью маски / Иллюстрация автора
Фон фотографии заменён с помощью маски / Иллюстрация автора
Фон фотографии заменён с помощью маски / Иллюстрация автора

Почему лучше вырезать с помощью маски? Зачем, если есть ластик? Маска не удаляет пиксели, а только «прячет» их. В любой момент вы можете переделать результат, доработать его.

Самая простая аналогия — мантия-невидимка, которая была у Гарри Поттера. Находясь под ней, человек не распадался на атомы, он лишь становился невидимым для окружающих. Также работает и маска.

  • Выборочно менять цвет, контрастность, насыщенность, тонировку, резкость

Допустим, вам нужно поменять цвет глаз модели с зелёного на голубой. Если добавить слой, который изменит цвет, то своего вы добьётесь, но, кроме глаз, голубыми станут также кожа, волосы, фон и все объекты на снимке. С помощью маски можно проявить эффект только там, где нужно. В данном случае, на радужках глаз.

С помощью маски можно воздействовать только на часть картинки. Например, поднять резкость только на лице, или поднять контраст только на модели, или сделать менее насыщенным только фон, чтобы он меньше бросался в глаза, а акцент был на герое. Или всё вместе — маску можно применять на каждый слой, а количество слоёв не ограничено.

На фотографии с помощью масок резкость поднимается только на модели и верхней части фона и затемняется только окружение, не затрагивая героиню / Иллюстрация автора
На фотографии с помощью масок резкость поднимается только на модели и верхней части фона и затемняется только окружение, не затрагивая героиню / Иллюстрация автора
На фотографии с помощью масок резкость поднимается только на модели и верхней части фона и затемняется только окружение, не затрагивая героиню / Иллюстрация автора

Эффекты, которые можно сделать с помощью маски и корректирующих слоёв

Краткий алгоритм для любого из эффектов (подробнее о том, как пользоваться масками и редактировать их, где найти корректирующие слои — в разделах ниже):

  • Добавляем корректирующий слой (создаются автоматически с масками);
  • Переходим на маску;
  • Стираем эффект с тех частей картинки, где он не нужен.

— Добавьте Кривую, чтобы поднять контраст, затонировать, осветлить или затемнить объект в кадре. О том, на что способны кривые и что с помощью них можно сделать, читайте в тексте.
      — Измените цвет с помощью корректирующий слоёв
Цветовой тон/насыщенность или Выборочная коррекция цвета.
      — Чтобы получить эффект в стиле нуарного боевика «Город грехов», когда вся фотография чёрно-белая, а только одна деталь цветная, добавьте корректирующий слой
Чёрно-белый.
      — Сделайте объект насыщеннее с помощью корректирующих слоев
Сочность или Цветовой тон/Насыщенность.
      — Затонируйте фон или объект с помощью
Цветового баланса, Фотофильтра или Поиска цвета.

Как пользоваться масками

Как добавить маску

Маску можно добавить к любому слою. Достаточно в палитре Слои (если у вас её нет, вызовите с помощью клавиши F7, либо найдите в меню Окно) нажать на прямоугольник с кружком по центру, и она прикрепится к слою, на котором вы находитесь.

Так выглядит значок маски на панели слоёв / Иллюстрация автора
Так выглядит значок маски на панели слоёв / Иллюстрация автора
Так выглядит значок маски на панели слоёв / Иллюстрация автора

Есть слои, которые создаются сразу с масками. Это корректирующие слои, найти которые можно в палитре Слои, если нажать на чёрно-белый круг, либо в палитре Коррекция (если её нет, найти можно в меню Окно). Для них создавать ещё одну маску бессмысленно — она автоматически идёт в комплекте.

Слои из выделенных меню создаются сразу с масками / Иллюстрация автора
Слои из выделенных меню создаются сразу с масками / Иллюстрация автора
Слои из выделенных меню создаются сразу с масками / Иллюстрация автора

Как работать с маской

  • Чтобы начать работать с маской, обязательно нажмите на неё, кликнув мышкой по соответствующему квадратику. Так вы покажите программе, где сейчас работаете.
  • Работа с маской происходит одним инструментом. Самой обычной кистью, найти которую можно слева на панели инструментов, либо вызвать горячей клавишей B (сокращенно от Brush).
  • Когда вы переключаетесь на маску и выбираете кисть, цвета на палитре слева автоматически переключаются на чёрный и белый (если нет, кликните на чёрно-белый квадратик над палитрой).
Слева — палитра с чёрным и белым цветом, которыми работают с масками. Чтобы начать взаимодействовать с маской, обязательно нажмите на квадратик с ней, как показано в кружке справа / Иллюстрация автора
Слева — палитра с чёрным и белым цветом, которыми работают с масками. Чтобы начать взаимодействовать с маской, обязательно нажмите на квадратик с ней, как показано в кружке справа / Иллюстрация автора
Слева — палитра с чёрным и белым цветом, которыми работают с масками. Чтобы начать взаимодействовать с маской, обязательно нажмите на квадратик с ней, как показано в кружке справа / Иллюстрация автора
  • Самое важное, что нужно запомнить, работая с маской: чёрный цвет «стирает», прячет пиксели или коррекцию (если трудно запомнить, можно выстроить ассоциативный ряд: чёрный = тьма, а в темноте ничего не видно), а белый цвет проявляет коррекцию, оставляет её видимой (такая же аналогия: белый = яркий солнечный день, днём всё видно отлично).

Если вы хотите ускорить работу в Photoshop, вам пригодится графический планшет. Подойдет любой, самый бюджетный вариант самого маленького размера. Например, Wacom Intuos S. Даже с помощью него вы будете работать в разы быстрее, а рука не будет болеть от мышки. Главное, чтобы перо планшета было лёгким. К слову, собрали гайд, как выбрать графический планшет.

Как редактировать маску

Работая с маской, вы просто рисуете по ней кистью, переключаясь между чёрным и белым цветом (сделать это быстро можно с помощью горячей клавиши X). Чтобы маска получилась аккуратной, пользуйтесь следующими приёмами: настраивайте кисть, меняйте непрозрачность маски и дорабатывайте её в палитре Свойства.

Как настроить кисть при работе с маской

После выбора кисти в верхней части программы появится строка, позволяющая изменить параметры инструмента. Важны три из них:

  • Размер кисти

Если удаляете фон, ставьте размер побольше, чтобы работа шла быстрее. Если же вырезаете объект, прорисовываете детали, например, меняя цвет, лучше работать маленькими кистями и на большом приближении.

Быстро увеличить или уменьшить кисти можно с помощью горячих клавиш [ (буква Х в русской раскладке) или ] (твёрдый знак).

  • Жёсткость кисти

Если кисть слишком мягкая, то вы неизбежно заденете лишние детали на фотографии. Но работа со 100% твёрдостью кисти тоже может давать неаккуратный результат — контур будет слишком резким и грубым.

Точных рекомендаций нет, придётся перебирать вручную. Но, если вы меняете цвет, поднимаете контраст, резкость, то жёсткость кисти, как правило, мягче. Если вырезаете объект — жёстче. При этом отталкивайтесь от того, насколько резкий вырезаемый предмет или модель — чем выше резкость контура, тем выше будет жёсткость кисти.

Главные параметры, на которые мы обращаем внимание, настраивая кисть для масок, даже работая с графическим планшетом / Иллюстрация автора
Главные параметры, на которые мы обращаем внимание, настраивая кисть для масок, даже работая с графическим планшетом / Иллюстрация автора
Главные параметры, на которые мы обращаем внимание, настраивая кисть для масок, даже работая с графическим планшетом / Иллюстрация автора

Один и тот же размер кисти выглядит совершенно по-разному в зависимости от жёсткости. Изменить жёсткость можно, кликнув на выпадающее окошко наверху или нажав левую кнопку мыши во время работы.

  • Непрозрачность кисти

Позволяет сделать воздействие более постепенным. Актуально, если вы работаете с корректирующими слоями (меняете цвет, контраст, яркость и т.д.). Если же вы вырезаете, то ставьте параметр на 100%, чтобы работать быстрее.

Палитра Свойства при работе с маской

Доработать маску и сделать её аккуратнее можно также в палитре Свойства (найдите её в меню Окно, если её нет в вашем рабочем пространстве):

  • Плотность. Делает чёрные области маски видимыми. По сути, это непрозрачность чёрных элементов маски.
  • Растушёвка. Делает контур маски более расплывчатым. Может помочь, если вы работали слишком жёсткой кистью.
  • Меню Уточнить состоит из трёх опций:
  • Выделение и маска. Открывает отдельное окно, где позволяет доработать контур, сделать его более жёстким, гладким, выделить ворсистые элементы картинки (волосы, шерсть) с помощью кисти Уточнить края или кнопки Обнаружение краёв.
  • Цветовой диапазон. Позволит добавить или убрать из маски пиксели, на основе их цвета. Например, вы можете в пару кликов выбрать кожу, чтобы поменять её цвет.
  • Инвертировать. Меняет чёрный и белый цвета на маске местами. Также это можно сделать с помощью клавиш Ctrl + I.
Чтобы активировать палитру Свойства и получить доступ к настройкам маски, нажмите на квадратик маски (нижний кружок слева). Функция Цветовой диапазон/Color Range (окно слева) позволила выбрать элементы фона и с помощью кривой быстро поменять их цвет / Иллюстрация автора
Чтобы активировать палитру Свойства и получить доступ к настройкам маски, нажмите на квадратик маски (нижний кружок слева). Функция Цветовой диапазон/Color Range (окно слева) позволила выбрать элементы фона и с помощью кривой быстро поменять их цвет / Иллюстрация автора
Чтобы активировать палитру Свойства и получить доступ к настройкам маски, нажмите на квадратик маски (нижний кружок слева). Функция Цветовой диапазон/Color Range (окно слева) позволила выбрать элементы фона и с помощью кривой быстро поменять их цвет / Иллюстрация автора

Выводы

  • Маска скрывает часть картинки или корректирующего слоя, делая их временно невидимыми. Это позволяет в любой момент изменить и доработать результат.
  • Работа с маской происходит обычной кистью чёрного или белого цвета.
  • Чёрный цвет скрывает коррекцию, белый — проявляет.
  • Дорабатывайте маску не только вручную. Для этого нужна палитра Свойства. Там можно изменить непрозрачность, растушевать края и доработать контур маски, если нажать кнопку Выделение и маска.
  • Если нужно быстро выделить пиксели определенного цвета, чтобы потом подкорректировать их, изменив их тон, насыщенность, в палитре Свойства нажимайте кнопку Цветовой диапазон. Так можно быстро поменять цвет неба, доработать цвет кожи и т.д.

#photoshop #маски #ретушь фото #обработка фото #фотография

Автор: Лиза Чечевица

Подписывайтесь на наш канал, чтобы всегда быть в курсе всего интересного, что происходит в мире фототехники, смартфонов и гаджетов.

Читать также:

Лучшие смартфоны и фототехника 2021 года по версии издания DPRewiew

Виды синхронизаторов. Как настроить синхронизатор

Sony временно прекратит выпускать несколько беззеркальных камер