Как делают настоящие багетные рамы для картин и зеркал

1,4k full reads

Технология изготовления 19 века

В наши дни стены большинства багетных магазинов завешены образцами профилей фабричного производства. Из чего только сейчас не делают багет: пластик, алюминий, даже жидкое дерево придумали. Все нацелено на то, чтобы сделать быстрее, дешевле, больше. Но в погоне за объемами продаж теряется уникальность рамы. Конечно, если нужно оформить в рамку фотографию, постер или карту, использовать фабричный багет просто и быстро. Владельцы же серьезной живописи чаще свое внимание обращают в сторону багетных рам, сделанных вручную.

Деревянная лепная рама в разрезе
Деревянная лепная рама в разрезе

Сегодня мы хотим приоткрыть завесу тайны над тем, как делаются настоящие музейные рамы для картин, которые вы можете встретить на лучших выставочных площадках, в запасниках и хранилищах, а также в богатых домах, частных коллекциях и старинных интерьерах.

Заготовка для деревянного профиля
Заготовка для деревянного профиля

Начинается все дело с подбора материала для основания будущей рамы. Доски должны быть высушены специальным образом, не иметь искривлений, смоляных кармашков, сучков и следов пребывания жучков. Не смотря на объемы лесозаготовки в нашем регионе, найти качественную древесину с каждым днем становится все сложнее. В зависимости от заказа основание рамы может выполняться как из хвойных, так и из лиственных пород. Экзотические виды древесины используются крайне редко.

Готовый деревянный профиль
Готовый деревянный профиль

После того, как материал отобран, из него изготавливается фигурный профиль. Некоторые профили небольшого сечения выполняются целиковыми (сплошными внутри). Особенно крупные и массивные рамы делаются на основе нескольких профилей, переклеенных между собой. Это необходимо как для облегчения веса рамы, так и для придания большей прочности (клееный профиль зачастую меньше подвержен искривлениям при перепадах влажности и нарушении других правил эксплуатации рамы). Составные части некоторых профилей можно компоновать друг с другом в различных сочетаниях. Скомпонованные нужным образом профили запиливаются в размер и соединяются между собой. Основание рамы готово.

Форма для ручного тиснения мастичной лепки
Форма для ручного тиснения мастичной лепки
Мастичная лепка установлена на деревянный профиль
Мастичная лепка установлена на деревянный профиль
Ручная обработка отверстий в раме по узору лепной розетки
Ручная обработка отверстий в раме по узору лепной розетки

Для создания лепных узоров используется натуральная мастика. После высыхания правильно приготовленная мастика в несколько раз прочнее гипса, срок ее службы при нормальных условиях внутри помещения практически неограничен. Точный состав такой мастики каждый мастер держит в секрете, но основными ее компонентами являются мел и столярный клей. Замешивается и доводится до нужной кондиции мастика вручную. Какое-то время ей нужно для того, чтобы "дозреть". Затем приступают к лепке. Тиснение в специальных формах происходит вручную. Излишки по краям обрезаются также вручную. Готовый элемент устанавливается на основание рамы. После установки всех лепных узоров рама отправляется на сушку. В зависимости от толщины лепного орнамента и от общего количества лепнины на раме срок высыхания рамы колеблется от 7 до 14 дней. Если узор на раме предполагает фигурные края или отверстия, мастер вручную вырезает их.

Фрагмент рамы, покрашенной бронзовой краской
Фрагмент рамы, покрашенной бронзовой краской
Ручное нанесение дополнительного блеска на лепку
Ручное нанесение дополнительного блеска на лепку
Патина с эффектом окисленной бронзы
Патина с эффектом окисленной бронзы

После полного высыхания лепки рама специальным образом готовится для нанесения отделочного покрытия. В зависимости от типа покрытия применяются различные подготовительные материалы (грунты, морданы и т.д.). Когда рама покрыта основным лакокрасочным слоем в дело вступают отделочники. Они вручную добавляют блеска лепным элементам, вручную состаривают или патинируют раму до нужного состояния. Если заказ предполагает комбинированное покрытие, элементы выделяются другим цветом также вручную.

 Фрагмент рамы с комбинированным покрытием
Фрагмент рамы с комбинированным покрытием

На каждом этапе изготовления рамы существуют десятки своих нюансов, приемов и хитростей, которые отрабатывались десятилетиями и от которых зависит итоговое качество картинной рамы.

И все это для того, чтобы вы могли наслаждаться картиной или зеркалом в настоящей багетной раме десятилетиями и передать ее с гордостью потомкам как часть своего наследия.

Источник:

http://framing-shop.ru/articles/1-kak-delayut-rami-dlya-kartin.htm