Заплыв по Азовскому морю на надувном каяке: стоит ли игра свеч?

119 full reads
217 story viewsUnique page visitors
119 read the story to the endThat's 55% of the total page views
5 minutes — average reading time
Пожалуй, ни одна стихия не привлекала столько искателей приключений, как море. Его непредсказуемость и гордое величие звали отважных романтиков на покорение водных простор. Однажды и мне с приятелями взбрело дерзнуть выйти в море, причем отнюдь не на самых надежных судах… Автор: В. Щербак. Фото: https://free-journey.net
Пожалуй, ни одна стихия не привлекала столько искателей приключений, как море. Его непредсказуемость и гордое величие звали отважных романтиков на покорение водных простор. Однажды и мне с приятелями взбрело дерзнуть выйти в море, причем отнюдь не на самых надежных судах… Автор: В. Щербак. Фото: https://free-journey.net
Пожалуй, ни одна стихия не привлекала столько искателей приключений, как море. Его непредсказуемость и гордое величие звали отважных романтиков на покорение водных простор. Однажды и мне с приятелями взбрело дерзнуть выйти в море, причем отнюдь не на самых надежных судах… Автор: В. Щербак. Фото: https://free-journey.net

Коса Арабатская Стрелка: ты помнишь, как всё начиналось…

История эта началась с того что журналист Геннадий Стороженко предложил мне отправиться в путешествие, водрузив телеса не абы куда, а на надувной каяк. Понятно, что приключение на водной глади обещало быть очень интересным, а посему я быстренько накидал маршрут - ещё до покупки самого каяка. Решил не мелочиться со всякими речками, а сразу же предложил пойти по морю с континента на Крым вдоль Арабатской косы (стрелки).

Учитывая наш выбор средств передвижения по настоящему морю, выходила добротная авантюра. И, конечно же, такое лакомое приключение не удалось утаить от Саши (он же Македонский), с которым накануне в октябре при дефиците воды пересекли Алешковские пески. Я как-то совсем не был удивлён, когда он загорелся «прожектом».

Арабатская стрелка. Фото: https://free-journey.net
Арабатская стрелка. Фото: https://free-journey.net
Арабатская стрелка. Фото: https://free-journey.net

Геологический младенец: краткая история Арабатской стрелы

Всего-то около 1000 лет назад дно Сиваша и Азова опустилось, и меж ними образовалась узенькая полоска островов. Преобладающие северо-восточные ветра волнами Азова со временем намыли из ракушечника косу. В XI-XII веках она была столь мала, что периодически скрывалась под водой, а потому ни на каких картах не значилась. Появляется она на карте военного картографа на польской службе Гийома ле Вассера де Боплана лишь в 1650 году.

Фото: https://free-journey.net
Фото: https://free-journey.net
Фото: https://free-journey.net

Однако задолго до того запорожские и донские казаки и без карты использовали Арабатскую косу для походов на Крым. Потому-то на въезде на полуостров и была поставлена татаро-турецкая фортеция Арабат (она же арабатская крепость), давшая название косе.

Крепость Арабат. Фото: https://free-journey.net
Крепость Арабат. Фото: https://free-journey.net
Крепость Арабат. Фото: https://free-journey.net

Само слово имеет арабские корни: «рабат» – воинский пост. Впрочем, казакам та арабатская крепость особой помехой не служила – они её брали раз за разом, наголову уничтожая гарнизон. В 1856 году арабатская крепость утратила свой статус как город и как надежное фортификационное сооружение – гарнизон, немногим раньше отбивший французский десант, был распущен. Впрочем, здесь гремели бои и в Гражданскую, и в Великую Отечественную войны.

«Арабатку» долго называли то стрелкой, то косой, пока в сторону первой версии не выступил энциклопедический словарь Брокгауза и Эфрона. Впрочем, в обиходе нередко применяется и обозначение «арабатская коса».

Длина косы составляет около 115 км. Ширина - от 270 м до 8 км. Вот, собственно, и всё, что мы знали о такой уникальной природной зоне, как Арабатская стрела.

Кто такой каяк надувной?

Малая парусность выгодно выделяла надувной каяк среди других его недорогих собратьев. Словом, умудренный опытом Гена знал, что предложить. Как-то сразу я представил, что было бы лучше обзавестись двухместным каяком. Поиск в Интернете по запросу «каяк надувной» для моих габаритов выдавал впереди планеты всей судно Sevylor Tahiti Plus.

Этот «монстр» выдерживает 200 кг груза и предназначен для семейного отдыха пары и ребёнка.
Фото: https://free-journey.net
Фото: https://free-journey.net
Фото: https://free-journey.net

Каяк – не картошка и не так-то и тяжело было вычислить основного поставщика Sevylor в России. Однако мне привезли другую модель – выяснилось, что перепутана вся партия товара. Деньги мне вернули, однако заметили, что нужной мне лодки в этом году не будет. А Саша всё-таки через интернет купил тот Tahiti Plus – заложенная в конструкцию схема семейной походной идиллии немало поспособствовала ему в процессе согласования этой покупки с женой.

Фото: https://free-journey.net
Фото: https://free-journey.net
Фото: https://free-journey.net

Следующим и последним вариантом для моего пиратского драккара стала модель надувного каяка Hydro-Force Kayaks Ventura от компании Bestway. Различие в массе (Ventura чуть потяжелей) объяснялось особенностью конструкции, при которой лодка сделана по типу автомобильного колеса – резиновые камеры вставлены в корпус из кордуры, которая и исполняет роль шины. К верхнему слою были пришиты ручки и крепления для линя (шнура вдоль борта). Сиденья там не надувались, насос и вёсла прилагались в комплекте. Мне мой кораблик понравился – держал те же 200 кг.

Фото: https://free-journey.net
Фото: https://free-journey.net
Фото: https://free-journey.net

Парус для каяка

Так как всё время идти на вёслах – занятие не весёлое, то подумали и о парусах. Оказалось, что и для надувных каяков существуют неплохие варианты! Это был и парус для каяка WindPaddle Cruiser Kayak Sail, напоминающий половину бюстгальтера от статуи Свободы.

Заплыв по Азовскому морю на надувном каяке: стоит ли игра свеч?

И не имеющий манёвра RapidUp от Advanced Elements. Но всё стоило каких-то сумасшедших денег, не говоря уже о доставке. В результате Саша, поразмыслив, создал собственную гибридизированную конструкцию, которую воплотила в реальность заехавшая по случаю мастерица тётя Лиля.

По сравнению со стоковыми моделями, цена которых варьируется в пределах 90-120 не наших долларов, мое творенье обошлось примерно в 100 гривен и закуску. Видок, конечно не ахти какой презентабельный, однако со своей задачей этот парус для каяка, в принципе, справился. К тому же, это был всего лишь «опытный образец».
По сравнению со стоковыми моделями, цена которых варьируется в пределах 90-120 не наших долларов, мое творенье обошлось примерно в 100 гривен и закуску. Видок, конечно не ахти какой презентабельный, однако со своей задачей этот парус для каяка, в принципе, справился. К тому же, это был всего лишь «опытный образец».
По сравнению со стоковыми моделями, цена которых варьируется в пределах 90-120 не наших долларов, мое творенье обошлось примерно в 100 гривен и закуску. Видок, конечно не ахти какой презентабельный, однако со своей задачей этот парус для каяка, в принципе, справился. К тому же, это был всего лишь «опытный образец».

Я же углядел на YouTube сериальчик о том, как поставить на каяк треугольный парус. Правда речь шла о пластиковом каяке, но всё же… Мужественно выдержав часовое видеопособие о том, как надо вкручивать шурупы в каяк, я вдруг понял, что схема крепления такелажа вполне соответствует имеющимся креплениям для леера на моей «шхуне»!

Смущение в длине мачт при транспортировке было преодолено после приобретения на их роль двух алюминиевых цанговых швабр для мойки автомобилей. К ним было докуплены тройники, фал, стяжки, карабины и пара кабестанчиков. Мачты поднимал резиновый жгут от старого эспандера, некоторые части которого также пошли в дело. Сам парус для каяка пошил из плотной плащёвки, светлее, чем в чёрном цвете, материала не нашлось.

Фото: https://free-journey.net
Фото: https://free-journey.net
Фото: https://free-journey.net

Задержка в пути к Арабатской  Косе

Около 7 утра по Киеву я сошел с поезда на станции Новоалексеевка, вскоре там же выгрузился и Македонский, причитая, что ему не подвезли специально заказанный под это дело станковый рюкзак. В связи с чем поклажу приходится нести на руках, а вёсла, завёрнутые в тент, напоминают упаковку усопшей собачки.

С попутчиками на такси по дешевке доехали до пляжа в Геническе, рассудив, что искать нас на самой Арабатской Стреле другим участникам экспедиции будет гораздо сложнее. Там мы ушли на самый край пляжа к бетонной стене, где установили тент — погода на Арабатской стрелке и в окрестностях стояла самая что ни есть летняя, а нас с детства учили беречь головку от палящего зноя.

Фото: https://free-journey.net
Фото: https://free-journey.net
Фото: https://free-journey.net

Кстати, об участниках путешествия Азовским морем. Если я так и не удосужился испытать свое судно, коим, напомню, являлся двухместный надувной каяк, то Саша выяснил, что одному в нём грести тоскливо – как не крути, длина большая, и под одним гребцом каяк складывается. Не совсем уж в пополам, но значительно теряет ходовые качества. Поэтому решили искать штурманов.

Себе в помощники Саша взял Ивана Королёва. Я долго спрашивал среди своих друзей, но так никого и не нашел. Словом, моего штурмана тоже предложил Саша – им стала Таня Глекова, заслуженная авантюристка, спортсменка, комсомолка и все такое.

А вот у Гены финансовые вложения нашли другие приоритеты, и с покупкой туристического каяка у него на тот момент не сложилось. Однако он решил нас сопровождать на одной из красавиц своего автопарка – малютке «Таврии». В группу поддержки вошла также и дочь Гены – Виолетта. Они-то и прибыли к месту сбора следующими. С ними мы закупились продуктами на вечер. Ну и стали ждать…

Фото: https://free-journey.net
Фото: https://free-journey.net
Фото: https://free-journey.net
Татьяна подъехала после обеда. Время шло, а вести от Ивана приходили не особо утешительные – подъехать он мог только к вечеру.

Моментум в море, или морской каяк отходит в первое плавание

Перспектива ночёвки на городском пляже среди его разношерстых обитателей не прельщала ну никак. Поэтому было принято решение выходить в море. Своего штурмана я командировал на дружественный борт, потому как Сашин «корабель» был длиннее. Наконец-то мой «драккар» вертикально-безстраховочным способом был впервые торжественно спущен на воду.

Как-то неуклюже сверху плюхнулся и я, да и погрёб помалу против ветра. Корабль мой, будучи каяком надувным, да еще и двухместным, чуток сложился в середине, но всё-таки выдюжил.

Фото: https://free-journey.net
Фото: https://free-journey.net
Фото: https://free-journey.net

Попытка установки паруса для хождения галсом понесла к берегу – оставалось идти на вёслах. Понемножку, скрипя зубами, мне удавалось плыть. На втором морском каяке у ребят это получалось многим веселее.

Фото: https://free-journey.net
Фото: https://free-journey.net
Фото: https://free-journey.net

Отошли на несколько сот метров, когда выяснилось, что под нами по-прежнему воды по колено – такой он, Азов. Ребята вышли из лодки покурить, выпрыгнул и я, придумав нехитрую стратегию, для чего поправил сидение и снял уже ненавистный спасательный жилет – в каяке в нём ну очень тесно! Итак, я придумал грести лёжа – это может показаться неудобным, но в жиме лёжа я собаку съел, к тому же выпрямлялся изгиб судна. Вот так, взяв ориентир на облако, я помалу грёб к точке на Арабатской стрелке, где была назначена встреча с Геной.

Заплыв по Азовскому морю на надувном каяке: стоит ли игра свеч?

Между тем, Гене самому не удалось пробраться к этой точке – прибрежье там было сплошь покрыто пансионатами, зато перед тем был порядочный участок Стрелки для дикого отдыха. Сразу после проливов Тонкий и Промоина (которые мы уже прошли) Виолетте удалось докричаться до Саши. Тот опробовал рацию, но я почему-то не ответил. Вероятно потому, что гермопакет дал течь и рация накрылась. Но всё же не всегда я смотрел на облака и заметил, что второй морской каяк сменил курс. Радости моей не было предела, потому как такая гребля малость притомила.

Фото: https://free-journey.net
Фото: https://free-journey.net
Фото: https://free-journey.net

Как я рад! Как я рад, что попал я на Арабат!

Итак, метров за 50 до берега, предварительно нащупав веслом дно, я перевернулся за борт и повел лодку к берегу. Место было выбрано действительно удачно. И хотя поодаль тоже были машины и порой стояли палатки, к ночи соседей почти не осталось. Гена велел сделать походную печь и разжечь огонь, а сам поехал встречать припозднившегося штурмана Ваню.

Фото: https://free-journey.net
Фото: https://free-journey.net
Фото: https://free-journey.net

Дальше было чахохбили, разговоры, песни под укулеле и попытки купания в этом мелком море. Тут Татьяна узнала, что из двух экипажей ни один «моряк» ни то чтобы не ходил по морю, но и вообще никогда всерьез не управлял таким чудом надувной техники, как каяк морской, туристический.

Фото: https://free-journey.net
Фото: https://free-journey.net
Фото: https://free-journey.net

А полноценными навыками, как ни странно, обладала лишь группа сухопутной поддержки. Словом, порадовало, что поутру Таня не отказалась от дальнейшего участия.

Так закончился первый день нашего заплыва - продолжение следует! Отчёт писался когда-то для моего блога.

Читать продолжение >>

Это интересно: