Тормозные колодки для мотоциклов

Короткая заметка о типах тормозных колодок для мотоциклов. Organic, Sintered, Semi-Sintered, Ceramic.

При выборе колодок мы зачастую встают перед выбором, какой тип выбрать себе, ведь зачастую производитель предлагает разные варианты в одном типоразмере.

Sintered (Металлические)

Такой тип тормозных колодок производят путем спекания и спрессовывания, не побоюсь этого слова, стружки разных металлов в кубики, которые крепятся к основанию колодки. В состав также добавляют дополнительные компоненты для очистки тормозных дисков, и стабилизации коэффициента трения при разных температурах. Колодки Sintered на сегодня самый популярный и универсальный тип колодок для мотоциклов всех типов и ставится как на дорожные так и на спортивные мотоциклы. Колодки характеризуются стабильным усилием на ручке тормоза почти не зависящим от температуры. Колодки отлично сопротивляются перегреву и эффективны при езде под дождем и в грязи. К отрицательным сторонам таких колодок стоит отнести то, что они довольно сильно изнашивают тормозные диски, поэтому, если вы не гонщик, а кроильщик то лучше посмотреть в сторону Органических (Organic) колодок, которые хоть и придется менять чаще, но стоят они существенно дешевле новых тормозных дисков.

Organic (Органические)

Это так сказать "классические" тормозные колодки у которых полимерное связующее щедро нашпиговано различными волокнами. Раньше там был Асбест, но теперь его запретили, так что в органических колодках разных производителей и разных марок чего только не увидишь. Тут и арамидные нити и кусочки медной проволоки для улучшения теплоотвода, и углеволокна. Кроме того в составе смолы есть разные триботехнические добавки для стабилизации коэффициента трения, ну и просто наполнители.

Органические колодки меньше изнашивают диск и это радует экономных мотоциклистов.

С точки зрения торможения колодки этого типа не обладают таким сильным первичным прихватом, как синтередные, усилие и торможение нарастают более плавно и это даже зачастую приятнее, хоть и чуть менее эффективно. Так же такое поведение удобнее при маневрировании в городе на малых скоростях. От таких колодок меньше противной черной пыли. К сожалению Органические колодки эффективны в более узком температурном диапазоне, достигают эффективности по мере прогрева, но увы они не любят перегрева и при росте температуры их эффективность существенно снижается.

Также органические колодки хуже работают в мокром и грязном виде.

Semi-Sintered (Полуметаллические)

Это такие органические колодки в которых содержание металлических проводов доведено аж до 30% по весу. По своим свойствам такие колодки где-то между органическими и металлическими колодками. То есть и диск изнашивают меньше, и к перегреву относятся терпимее.

Ceramic (Керамические)

Керамические композитные тормозные колодки формируются с использованием высокопрочных керамических волокон и нитей из цветных металлов, связанных воедино при экстремальных давлениях и температурах. Нити из мягких металлов придают итоговому композиту коэффициент трения необходимый для хорошего начального «прикуса», а термостойкие керамические волокна и полимерные связующие вещества снижают термическое разложение и выделение газа, что способствует работе тормозов при высоких температурах. Они бесшумны и обеспечивают высокую эффективность торможения в широком диапазоне условий. Керамический композитный материал обеспечивает хорошую тормозную способность как в холодном, так и в горячем состоянии. Матрица образованная цветным металлом обеспечивает высокую тепловую массу и теплопроводность, что позволяет быстро отводить тепло от поверхности контакта тормозного диска с колодкой. Более низкие рабочие температуры уменьшают износ диска и риск его деформации.

Впрочем не стоит зацикливаться только на типе тормозных колодок, так как разные производители активно эксперементируют с различными вариантами и составами.

Например одна очень известная компания предлагает на мой мотоцикл, на переднее колесо сразу 4 вида колодок и выбрать из них кажется вроде сложно. Но надо исходить из того как вы ездите. Если вы "гонщик" и предпочитаете ездить в резком режиме с многочисленными торможениями и способны поддерживать температуру колодок на достаточно высоком уровне, то ваш выбор - гоночные колодки. Ну а тем кто поспокойнее, тем лучше выбрать более комфортные "городские" колодки которые обеспечат удобство управления замедлением, и будут работать не дожидаясь, когда их прогреют до 300°С.

Керамические колодки, на мой взгляд, уж слишком специфичны для обычного использования, слишком велико усилие на ручке тормоза, слишком резкие они, поэтому их я бы себе не поставил.

Мне лично больше нравятся "гражданские" колодки Sintered, они обладают приятным мне первичным прикусом, и не требуют хорошего прогрева. Органики меня немножко пугают некоей размазанностью, и тем что схватывают не сразу. Керамические пробовал не на своем мотоцикле - они напугали меня своей непонятностью. Может плохие были, может прогреть надо было...

В любом случае для меня нет смысла в вопросе "какие колодки лучше?". Если мы не говорим о каком-то неизвестно кем сваренном составе, то колодки от грандов тормозостроения все хороши по своему - и вам только остается выбрать те, которые лучше подходят к вашему стилю вождения.