Счастье глазами писательницы Нины Романовой

28 November 2018
Счастье глазами писательницы Нины Романовой

Каждый человек от рождения и до самой смерти, год за годом, день за днём, час за часом ищет «синюю птицу», пытается поймать её и приручить. Как нет на планете двух одинаковых людей, так нет и единого для всех определения слову «счастье». Тем не менее, именно этот поиск чего-то, во многом эфемерного и неопределимого, можно назвать главным смыслом бытия и движущей силой, подталкивающей к развитию общество и обуславливающей прогресс.  

Сегодня я решила расспросить о счастье талантливую современную писательницу Нину Романову, из-под пера которой вышли чудесные, наполненные жизненной философией и глубокими чувствами книги «Узистка», «Терапевт», «Парашюты и парашютисты», «Главный врач» и «Жизнь по Капельке». Едва появившись в продаже, каждая из этих историй становилась бестселлером. И в каждой из них говорилось о простом человеческом счастье.

Давайте, не откладывая в долгий ящик, выясним, в каком облике «синяя птица» являлась Нине и как лично она определяет это желанное состояние.

«Ощущение счастья так же необъяснимо и непредсказуемо, как и само понятие, – убеждена писательница. – Оно у каждого своё и изменяется вместе с нами в течение жизни. В молодости мы более требовательны и порой путаем его с удачей, требуя от жизни ВСЁ и СЕЙЧАС. С возрастом приходит осознание того, что радость жизни, как пазл, складывается из многих составляющих, порой кажущихся незначительными, и важно научиться подбирать эти «детали», чтоб увидеть всю картину целиком.

Отчётливо помню два момента в жизни, когда сердце замирало от ощущения невесомой радости и мгновенного осознания «Это – оно! Счастье!».

С первым воспоминанием уношусь в далёкие 90-е. Мы с мужем и детьми ехали на дачу к родителям. Просто была весна. Просто светило солнце. Просто всё было хорошо. В груди порхала необычайная лёгкость, хотелось петь и смеяться! Я смотрела в окно на мелькающие деревья и думала: «Какие же мы счастливые!»

Второе воспоминание – относительно недавнее. Я была в разводе и жила с детьми в Канаде. Сын поступил в колледж, я взяла дом в ипотеку, дочка пошла в 1-й класс, мы купили щенка и... я потеряла работу! Компания, казавшаяся надёжной почти год, объявила себя банкротом, оставив всех сотрудников без зарплаты за много месяцев.
Сказать, что это был шок – не сказать ничего! В голове не укладывалось, как такое могло произойти со мной! В Канаде! На пособие по безработице прожить оказалось невозможным. Помощи ждать было не от кого. Я сидела перед кипой неоплаченных счетов, а в комнате надо мной играли со щенком дети. Я прислушалась к их топоту, весёлому смеху, радостному потявкиванию, и на меня накатило необъяснимое тепло, не лёгкое – напротив, тяжёлое, выжимающее слёзы, но это были слёзы облегчения и успокоения. «Это – счастье!», – подумала я и знала наверняка – всё будет хорошо!

И разве это не удивительно – состояние счастья не зависело ни от семейного положения, ни от финансового благополучия, ни от беззаботности существования! С точностью до наоборот! Много раз после я вспоминала непередаваемое ощущение внутреннего комфорта и покоя, мечтала вернуться за ним в наш маленьких домик, пусть даже со всеми заботами, трудностями, неуверенностью и страхом перед завтрашним днём, но с ощущением наполненности, цельности и ценности каждого прожитого дня. Мне кажется, что чувство это основывалось на чётком осознании собственного Я, своих сил, устремлений и ожиданий».

Как взгляды автора и её опыт отражаются на сюжетах литературных произведений и их героях? Какой пример могут извлечь читатели из их ошибок? И, главное – в каком возрасте нужно ловить «синюю птицу»: в двадцать, или не поздно заняться этим в пятьдесят? Не знаю, как Вам, но мне очень интересно узнать ответ!

«После выхода моей первой книги на вопрос: «О чём ваши произведения?», – я отвечала: «О врачах», – улыбается Нина. – Теперь, после выхода 5-й, мой ответ звучит так: «Мои произведения – о поиске счастья, которое у каждого своё». Тема эта красной нитью проходит через все мои истории. Каждая из героинь радуется жизни по-своему, доказывая, что общего рецепта, как стать счастливой, не существует.

Самой близкой, в чём-то биографичной героиней для меня является Нина Лето. В задушевных беседах с подругами Нина делится радостями и проблемами. Она счастливо прожила в браке семнадцать лет, но выросла из отношений с мужем, и, оставшись друзьями, они продолжили писать каждый свою историю.

Меня часто спрашивают, можно ли найти любовь, когда тебе пятьдесят? Ответ также есть в книге. Героиня живёт насыщенной событиями жизнью, любит работу, гордится взрослым уже сыном Димой. Она счастлива и одновременно глубоко несчастна затянувшимся романом с женатым мужчиной. Ей кажется, что это глубокие, настоящие чувства. Но жизнь ставит её перед необходимостью принять решение, и она разрывает удерживающие её и оказавшиеся ненужными отношения…

«На улице светило солнце, стоял первый день лета, и на душе было легко и радостно. Мне казалось, что я сделала очень важный шаг — приняла решение, расставив правильные приоритеты в жизни. Я видела совершенно отчётливую картинку: Димка, Я, Солнце, Работа и распахнутая для новых приключений дверь. Жизнь прекрасна, и всё ещё только начинается!»

Эта внутренняя свобода дала Нине, моей тёзке, возможность по-новому взглянуть на себя, на свои устремления и на людей, находившихся рядом многие годы. На её примере мне хотелось показать читательницам, что порой просто необходимо шагнуть навстречу самой себе и своим желаниям.

В повести «Главный врач» мы вместе с Ниной переживаем шокирующее своей простотой открытие. Оказывает, любовь иногда находится рядом, просто нужно созреть душой, «дорасти», разглядеть и оценить настоящее чувство…

«Как непредсказуема не перестающая удивлять жизнь! Ещё недавно казалось, что все основные крутые повороты наконец пройдены, и теперь можно плыть по течению в спокойном русле. Многолетняя, ничем не закончившаяся связь оставила чувство печали и уверенность в том, что романтические приключения на этом завершены. Но не тут-то было! Человек, бывший рядом всегда, которого знала почти как саму себя, которого понимала с полуслова, с которым пережиты удачи и горести, но который был только другом, вдруг оказался самым близким и необходимым.
Лето отчетливо понимала, что это не просто желание обрести интересного собеседника, чтоб скрасить приближающуюся уже старость, не попытка убежать от одиночества, не стремление во что бы то ни стало иметь рядом крепкое плечо… С удивлением она признавалась себе, что это какое-то новое, очень взрослое, осознанное, глубоко пронявшее её чувство, не страсть, но покой, душевный комфорт и уверенность в спутнике.
Но самое главное, Сиротин подвёл к ошеломившему её открытию: меньше всего времени все эти годы она уделяла самой себе! Только рядом с Сергеем вдруг появилась возможность отстраниться от суеты, оглянуться на прожитое и подумать: «А что дальше?»
Получалось, что пятьдесят – самое лучшее время, чтоб влюбиться. Состоявшаяся карьера, выросший сын, растраченные иллюзии оказались отличным фундаментом для новых глубоких чувств, во власть которых хотелось отдаться безоглядно…»

Параллельно истории Лето развивается история ещё одной героини – Кунцевой Людмилы Борисовны. Успешный врач, руководитель клиники, она любима мужем, живёт в достатке... Людмила – одна из тех, у кого всё складывается: не обязательно легко, но правильно. И вдруг происходит трагедия, заставившая пересмотреть целую жизнь.

Оглядываясь назад, героиня понимает, что прежнего счастья уже не будет. Да и было ли это счастьем? В разговоре с близким другом Марком Тёткиным она замечает: «Всему своё время. Я уже побыла в своей жизни и успешным хирургом, и руководителем, а вот в личной жизни ничего не успела.
Последние полгода жизнь, не переставая, пытается показать мне, как много я пропустила, сколько важных событий в жизни не заметила, не оценила и не прожила. Что я знала о муже, с которым провела половину жизни? Как выросла моя дочь? Что мне интересно, помимо клиники, где я дневала и ночевала?..
Мне вдруг так захотелось жить – как никогда раньше! Точнее, я никогда не задумывалась о том, что всё когда-либо заканчивается, а ещё столько всего нужно успеть! Я вспомнила, как когда-то хотела сама делать кукол, плюшевых медведей, зайцев – таких, как мы видели на выставке. У меня никогда не было времени даже попробовать. Я так отчётливо поняла, что если не сейчас – то никогда! Мы с вами, Марк, постоянно спасаем чужие жизни, а мне вдруг стало отчётливо ясно, что нужно спасать свою...»

Людмила находит в себе силы начать сначала. Она уходит с работы и решает жить ради людей, которые рядом и которые, по невероятному стечению обстоятельств, становятся главными в её жизни.

Несколько особняком в серии стоит образ Саши Лужиной, которая училась вместе с Ниной и другими героями, но иммигрировала из страны, сменила профессию. Она тоже целеустремлённая и самодостаточная женщина. Придерживаясь принципа чайлдфри, Саша посвящает себя карьере. Работая психологом, она помогает другим женщинам разобраться в своих чувствах и стремлениях, в том числе в желании иметь детей. Александра убеждена, что каждый должен решить этот вопрос для себя, не оглядываясь на мнение общества и окружающих людей...

«Многие люди вступают в брак, рожают детей не потому, что им этого хочется, не потому, что они готовы стать родителями, а слепо следуя стереотипам…»
Несмотря на отсутствие детей, жизнь героини никак не назовёшь пустой. Она находится в той зоне душевного комфорта, когда можно позволить себе жить в соответствии с собственным представлением о счастье. В разговоре с племянницей-подростком Саша приводит цитату Достоевского, подтверждающую её собственную жизненную позицию: «О, что такое моё горе и моя беда, если я в силах быть счастливым? Знаете, я не понимаю, как можно проходить мимо дерева и не быть счастливым, что видишь его? Говорить с человеком и не быть счастливым, что любишь его! О, я только не умею высказать… а сколько вещей на каждом шагу, таких прекрасных, которые даже самый потерявшийся человек находит прекрасными? Посмотрите на ребёнка, посмотрите на божию зарю, посмотрите на травку, как она растёт, посмотрите в глаза, которые на вас смотрят и вас любят…»

Самодостаточность и независимость Александры на определённом этапе приводят к разочарованию в мужчинах, которое она принимает без драмы, а лишь как подтверждение того, что хорошо разбирается в людях и знает, чего хочет. «Для чего выходить замуж в пятьдесят? Детей я не хотела никогда. Моя племянница Алиса, с одной стороны, удовлетворила моё любопытство и потребность в общении с маленькими человеками, с другой — полностью отбила охоту заводить своих собственных. У меня не хватало времени даже на друзей — откуда же взять его на мужа! Ведь это не одногруппники, с которыми я вижусь один-два раза в год, не коллеги по работе, с которыми общаюсь с девяти до четырёх пять дней в неделю, не друзья, с которыми «зависаю» по праздникам. Мужу нужно уделять внимание по утрам, отвечать на звонки и сообщения на работе и, конечно же, посвящать драгоценные вечерние часы, которых мне не хватает для самой себя. Так для чего?..»

Однако любовь не проходит мимо неё, и с удивлением для себя Лужина убеждается, что судьбу можно встретить, когда совсем не ждёшь. «В пятьдесят можно влюбиться. Так же, как в восемнадцать, — пылко, глупо, безрассудно. Хотя нет, не глупо: ты уже знаешь, чего хочешь, и не идёшь на компромиссы ради мечты. Ты ищешь комфорт и взаимопонимание в своём спутнике. Не имеет смысла начинать совместную жизнь, если вместе сложнее, чем в одиночку...

Как ни странно, я позабыла свою философию о том, как плохи все мужчины. Она была построена, когда не было одного-единственного — неважно, какой национальности, цвета и религии. Этот единственный становится исключением из всех правил и всех философий…»

Но любовь, работа, дети – это далеко не все составляющие счастья. На примере героев книги «Парашюты и парашютисты» мне хотелось показать, как важно иметь настоящих друзей, готовых поддержать в трудный момент и помочь вернуть позитивный взгляд на потерявшее, казалось, смысл существование. «Все мы в определённый момент нашей жизни становимся парашютистами. Мы бросаем себе и окружающим вызов, отталкиваемся от опоры и воспаряем над обыденностью, мечтая о полёте, как o свободе, которой порой нам не хватает. И в то же время все мы в определённый момент становимся чьими-то парашютами: раскрываемся над головами дорогих и близких людей, чтобы замедлить падение, оградить их полёт от опасностей и дать им возможность насладиться красотой жизни, пока не придёт время помочь мягко приземлиться в заданной точке. Вот сейчас сама для себя я – парашютистка, а для Таси — парашют. И самое главное, чтобы она приземлилась как можно легче…».

Александра самоотверженно бросается на помощь подруге, пережившей потерю близкого человека, силой своей любви возвращает ей надежду на счастье. «За окном, как ни странно, несмотря ни на что, небо оставалось синим, облака – белыми, солнце – ярким, как будто всё, что происходило с нами, не имело никакого значения. Как будто у каждого есть своё небо и своё солнце, и так мало людей, которые находятся под одним солнцем с тобой, для которых, как и для тебя, этот яркий свет вдруг становится неуместным. Эти люди из одной с тобой стаи, одной формации: они летят, держась на одной с тобой высоте. Здесь доверие — вопрос жизни и смерти. В стае нет лишних и нет чужих. Каждый прыжок может быть последним, а потому ты берёшь c собой только самых надёжных.

…Я обняла Тасю за плечи. Подставив свежему ветру свои лица, мы возвращались из жизни старой в жизнь новую — туда, где мы выбираем, кем нам стать — парашютом или парашютистом, но какой бы выбор мы ни сделали, история продолжается, пока остаётся любовь»…

Получается, что неизменным составляющим радости жизни есть и остаётся Любовь – любовь к себе, детям, близким, друзьям, увлечениям, работе, домашним животным, путешествиям, книгам…»

Какой вывод можно сделать из всего сказанного? Наверное, каждый сам решит это для себя.

«Каждый заслуживает счастья на своих условиях», – заявлял американский музыкант Фрэнк Заппа. И это верно – мы сами определяем, при каких условиях и обстоятельствах назовём себя счастливыми, – подводит итог Нина Романова. – Нет универсального совета! Но на примере героинь моих произведений я делюсь с читателями секретом, которому научила меня жизнь: помните, что Счастье, на самом деле – довольно обыденная вещь, с которой мы встречаемся каждый день, но проходим мимо, не замечая. Это очень важно – понять, что Счастье есть – оно в нас! Уже сегодня!»

Екатерина Кузнецова специально для блога "Подруга"