Бабушка готовила царю… Где искать?

“А в роду у нас все были дворяне…” или архив, где нужно искать свои корни в случае подозрения на “дворянство” и любую степень сопричастности к царской семье.

В 90% случаев люди, обращающиеся ко мне, убеждены, что имеют дворянские корни или были приближёнными царя. Мы не будем сегодня обсуждать почему это так популярно, думаю, что вы и сами прекрасно всё понимаете.

Вместо этого я предлагаю на деле попробовать убедиться, так это или не так. Знаете примерные ФИО, даты жизни и географию… двигайтесь в Российский государственный исторический архив (РГИА).

Рассказать о всех его фондах за один и даже за 10 постов физически невозможно — ведь речь идет о крупнейшем архиве Европы. Поэтому я скажу пару слов об общем массиве документов и подробнее остановлюсь на том, что нежно люблю сама.

Итак, само собой, в РГИА хранятся документы не только по Петербургу, но и по разным губерниям, начиная Пермской и заканчивая Таврической. Хронологические рамки: конец 18 — начало 20 века.

В том числе есть здесь и фонды выдающихся государственных деятелей, и богатейших дворянских фамилий (НО! В основном тех, кто был связан по службе с деятельностью высших гос.учреждений Российской империи).

Есть, например, чудесный фонд 1343 (ТРЕТИЙ ДЕПАРТАМЕНТ СЕНАТА), где в числе прочих полезных документов хранятся дела о присвоении прав личного дворянства (ах, сколько там можно найти информации по целым семьям).

А как прекрасны фонды высших и центральных государственных учреждений, а также общественных и частных! Лично я сейчас нахожусь в “головокружительном романе” с фондами банков.

Дело в том, что в данный момент исследую сразу две открытки, связанные с банкирами. Начало одного дела вы уже знаете, это история банкирского сына Анатолия Даниловича Чаманского (начало это истории можно прочитать ЗДЕСЬ).

Открытка 1916 года из расследования "Большой привет из Америки"
Открытка 1916 года из расследования "Большой привет из Америки"

Второе — дело некой дворянки (имя и фамилия пока скрыты в интересах расследования), которая имела непосредственное отношение к одному крупному российскому банку, а один из её “друзей по переписке” бывал на аудиенции у Папы Римского (если верить тексту открытки).

Для того, чтобы вы осознали всё богатство фондов РГИА (который, кстати, является объектом внимания ЮНЕСКО) приведу пример из практики работы с одним моим хорошим и давним клиентом. Его пращур — работник банка.

В числе найденных по нему документов и подробная характеристика, а также описание нескольких жизненных эпизодов (которые, увы, я не могу раскрыть из профессиональной этики).

Впрочем, на мой скромный взгляд, банки, дворяне — это, конечно, хорошо, но “изюминка” этого архива в другом. Вот вам небольшая сценка с места, так сказать: заходит в каталог (чуть позже расскажу зачем он нам) мужчина высокий, стройный, с пышной шевелюрой и начинает о чем-то бурно спорить с заведующим каталогом.

Это потомок царского егеря, который был близок к самому Николаю II. Чудом его потомки остались в живых и вот один из них стоит передо мной (на самом деле для питерских исследователей это довольно известная личность, которая буквально “живет” в архивах, исследуя свою семью).

Затем в каталог стучится пожилая семейная пара — их предок при дворе работал лакеем и только в РГИА они смогли найти сведения о нем. Кстати, всё тот же заведующий каталога рассказал, что ходила к ним раньше старушка, чей предок был… мойщиком слона, который жил в Царском селе.

Т.е. здесь можно найти очень много сведений именно о тех, кто обслуживал царские дворцы: посудомойках, истопниках, плотниках, кухарках, уборщицах… Я вот в последнее время всё как-то по царским конюшням лазаю (опять-таки и открытку исследую, и клиенту помогаю).

Российский государственный исторический архив (РГИА) в Петербурге.
Российский государственный исторический архив (РГИА) в Петербурге.

Существует в РГИА просто прекрасный фонд по Императорскому театру, где можно многое узнать не только о музыкантах, актерах и актрисах, но и том, как они весело жили. Например, я наткнулась на вот такой любопытный документ.

Сохранился он крайне плохо и читать было очень тяжело, поэтому расскажу только смысл. В общем, некий актер (музыкант) Самарин не хотел служить преподавателем по игре на фортепьяно, как хотел его непосредственный руководитель (директор театра?).
Самарин вроде как согласился, но уже на следующий день после разговора с начальством в кабинет директора пришла мать Самарина и всячески угрожала ему расправой со стороны Столыпина (мол, это покровитель их семьи), если её мальчика поставят на эту должность. Причем приведены её цитаты. Если получится, попробую отсканировать документ и расскажу всю историю дословно.

Ещё один фонд, который я хотела бы отметить, это Фонд Министерства Юстиции, где хранятся уголовные дела (опять-таки в числе прочих). Здесь всего по одной семейной легенде нашла своего сосланного в Сибирь прадеда замечательная Ирина (ее историю я опубликую чуть позже - следите за новостями).

Читальный зал в РГИА. На мой взгляд, один из лучших в России.
Читальный зал в РГИА. На мой взгляд, один из лучших в России.

В общем, как вы уже поняли, разговор о фондах РГИА можно вести бесконечно, и мы его ещё продолжим в следующих постах, а пока вот важная техническая информация по работе в этом архиве.

1. На его сайте есть прекрасный поименный поисковик. Но если он вам ничего не выдал, это вовсе не значит, что документов по искомой персоне в архиве нет. Самый надежный способ — покопаться в ручном каталоге (на карточках) непосредственно в самом архиве (или попросить кого-то это сделать).
2. Все дела нужно заказывать, не выходя из дома через сайт архива. Желательно в будние дни, до четырех часов дня (так вы быстрее получите дела).
3. Для работы непосредственно в самом архиве нужно, естественно, дойти до него со своими фотографиями на пропуск и паспортом и зарегистрироваться.
4. Фотографирование в архиве ТОЛЬКО платное. Это достаточно длительный и дорогостоящий процесс (ради которого архив нужно посетить как минимум три раза — заказ/оплата/фото). Сканирование тоже дело дорогое (причем стоимости на страницы устанавливаются в индивидуальном порядке), его я ждала около месяца.
5. Читальный зал разделен на три части (читальный зал, читальный зал для работы с особо ценными документами, микрофильмы). Если вы заказали дела из каждого отдела, то получить всё сразу не выйдет (условно, сначала поработай в читальном зале, потом получишь микрофильмы).
6. Архив работает, в основном, до пяти часов. По пятницам — до четырех.
7. Зато есть розетки, куча свободного места, столовая и высококвалифицированные специалисты. Дела почти всегда выдают быстро и для перезаказа не надо ждать три месяца.

© Мария From Pat with love Тычинина

ХОТИТЕ БОЛЬШЕ ИНТЕРЕСНЫХ СТАТЕЙ? ПОСТАВЬТЕ ЛАЙК И ПОДПИШИТЕСЬ НА СТРАНИЦУ ПРОЕКТА НА ДЗЕН И INSTAGRAM