24,4K подписчиков

Как был устроен легендарный красный дилижанс Дикого Запада

55K прочитали

Знакомая всем по вестернам картина. Темно-красный дилижанс с золотыми буквами "Wells Fargo&Co Overland Stage", запряженный шестеркой лошадей, неожиданно врывается западный городок, затерянный в прерии. Пыль, топот, щелканье кнута и крик "Йехуу!", сопровождают появление самого знаменитого общественного транспорта Дикого Запада.

Такие дилижансы были изначально заказаны Беном Холладеем в 1864 году для обслуживания его почтовой линии между Миссури и Калифорнией. Производила их компания Abbot-Downing из Конкорда, штат Нью-Гемпшир, весь экипаж весил около 1,1 тонны. а стоимость его варьировалась от 1 до 1,5 тысяч долларов.

Всего с 1864 по 1866 год Холладей купил 43 дилижанса. Когда в конце 1866 года он продал свою линию Уэллс-Фарго за 1,5 миллиона долларов, эта компания также решила обновить свой транспортный парк и заказала Abbot-Downing & Company постройку еще 30 дилижансов. Все экипажи были готовы к апрелю 1868 года и отправлены поездом на Дальний Запад.

Из этих 30 дилижансов до наших дней сохранилось всего 3. Именно они служат прототипом для изготовления новых копий, которые используются для киносъемок и развлечения туристов. Давайте поэтапно рассмотрим, как был устроен такой дилижанс.

Как устроен дилижанс
Как устроен дилижанс

Кузов и салон

Кузов дилижанса строился из хорошо высушенной и выдержанной древесины белого дуба и укреплялся металлическими полосами. Наружные, боковые панели делались выгнутыми наружу, это не только придавало элегантный вид экипажу, но и делало кузов более прочным.

Салон внутри корпуса обивался дамасской тканью- х/б, или шерстяной материей с крупными, цветастыми, геометрическими узорами. Внутри салона было 9 пассажирских мест, по три вдоль передней и задней стенок и три посередине салона. Кроме этого могли оборудоваться доп.места на крыше фургона, иногда там вмещалось до 12 человек.

Разумеется, что самые лучшие места были у стенок, где можно было опереться на спинку и подголовник. Пассажиры среднего ряда были вынуждены ехать, держась за кожаные ремни на потолке. Расстояние между сидениям было очень небольшим, на каждого пассажира приходилось около 15 дюймов (38 см) "жизненного пространства".

Салон дилижанса, вид изнутри. Как видно из фото это не то место, где можно вытянуть ноги.
Салон дилижанса, вид изнутри. Как видно из фото это не то место, где можно вытянуть ноги.

Когда Уэллс Фарго оформляли свой заказ у Abbot-Downing, они специально попросил увеличить это расстояние еще на три дюйма (7,62 см), чтобы сделать путешествие на дальние расстояния более комфортным.

Остекления окон по понятным причинам не полагалось, поэтому были предусмотрены кожаные, промасленные шторы, которые по замыслу изготовителя должны были защитить пассажиров от пыли, дождя и ветра. Но по воспоминаниям путешественников толку от такой защиты было мало.

Зайти и выйти из салона можно было по выдвигающейся металлической лесенке. Каждая входная дверь снаружи была украшена красочным пейзажем, которые рисовал штатный художник Abbot-Downing&Co Джон Бургум. Кузов красился в темно-красный цвет и покрывался лаком. По желанию заказчика на него наносили орнамент и название компании владельца.

Ходовая часть и подвеска

Ходовая часть дилижанса Abbot-Downing&Co строилась по стандартной схеме для всех конных 4-х колесных экипажей того времени. Деревянная рама из продольных и поперечных балок, к которой крепились - задняя ось, неподвижно, и передняя ось на передке, который соединялся шкворнем с основной рамой.

По углам основания деревянной рамы крепились изогнутые, металлические опоры, к которым подвешивались два набора толстых, кожаных ремней. На них опускался и закреплялся кузов дилижанса. Благодаря такой подвеске пассажиры чувствовали себя по меткому выражению Марка Твена, как " в люльке на колесах".

Колеса и тормоза

Ободья колес делались из самой лучшей, выдержанной и высушенной древесины белого дуба. Спицы изготавливались из древесины гикори (ореха), каждая спица была одинакового веса и размера, чтобы соблюсти идеальный баланс колеса. Поверх ободьев одевались шины из металлических полос.

Дилижанс был оборудован тормозами. Деревянные колодки шириной 3-4 дюйма были обшиты кожей и взаимодействовали с поверхностью катания задних колес посредством рычажной передачи, которую приводил в действие кучер своей правой ногой через длинный рычаг.

Работа тормоза дилижанса
Работа тормоза дилижанса

Сообщается, что у дилижансов, которые Холладей купил у Abbot-Downing&Co в 1864 году (29 шт.), под кузовом крепились ящики с песком, откуда при необходимости его можно было сыпать на тормозные колодки. Правда как это делалось, в ручную или механическим способом не уточняется.

Соединение ось-колесо

На конец деревянной оси закреплялся полый металлический конус. Он вставлялся в ступицу колеса, куда перед монтажом закладывали смазку. Смазка по своей консистенции напоминала пластилин, который длинными полосами закладывался внутрь металлической втулки ступицы.

Соединение ось-колесо у дилижанса
Соединение ось-колесо у дилижанса

Буртик на задней части металлического конуса и торцевая гайка, которой закрепляли ось на колесе, не давали попадать внутрь соединения пыли и грязи. Таким образом, вся эта конструкция представляла собой собой одинарный подшипник, где единственным роликом служил конусный конец колесной оси.

Одной из обязанностей кучера была закладка свежей смазки на базовых станциях дилижансной линии, примерно каждые 80 км. Эта операция называлась "допингом", если ее забывали вовремя выполнять, то результатом становилась "горячая букса".

Ходила байка, что однажды один кучер из-за нерадивости заработал "горячую буксу". Когда он приехал на промежуточную станцию, то обнаружил, что от трения внутри ступицы образовалась стружка. Решением проблемы была закладка свежей смазки, но вот беда, как раз смазки на станции не оказалось.

Кучер уже собирался обмотать ось травой и рискнуть отправиться в путь "на сухую", когда один их пассажиров вынул из своего багажа мешок с сыром. Кучер нарезал сыр и использовал его вместо смазки, ось благоприятно приняла такую замену и дилижанс благополучно добрался до следующей станции.

Наружное оборудование

К наружному оборудованию можно отнести два боковых фонаря, которые зажигали в темное время суток. Для освещения использовали свечи, которые крепились внутри фонаря в держателе.

Фонарь дилижанса
Фонарь дилижанса

Дилижанс оснащался двумя багажниками, передним и задним. Передний находился прямо под сидением кучера, в нем перевозили, доверенные к перевозке ценности и экспресс-посылки - золотой песок, деньги и пр.

Задний багажник служил для перевозки клади пассажиров и почты. Для защиты от дождя, снега и пыли он закрывался большим промасленным, кожаным пологом. Когда вся почта не помещалась внутрь багажника, ее бросали прямо на пол салона под ноги пассажиров.

Задний багажник
Задний багажник

Обычно пассажирам разрешалось бесплатно провозить двадцать пять фунтов багажа с перевесом в один доллар за фунт.

VIP и прочие виды общественного транспорта

"Король дилижансов" Бен Холладей имел для передвижения по своей линии личный дилижанс, который как говорили стоил несколько тысяч долларов. Эта специальная модель класса de luxe имела мягкие сиденья и была оборудована рессорами из спиральных пружин, поэтому даже не слишком здоровая жена Холладея могла сопровождать мужа в поездках.

Салон был обшит шелком, оборудован усовершенствованными боковыми шторами, внутренними лампами в серебряных корпусах и письменным столом. За Холладеем следовал дилижанс попроще, в котором ехала прислуга и перевозились предметы первой необходимости и вещи, которые скрашивали путешествие - специальные, спальные матрасы, бренди и сигары

Каждый дилижанс был запряжен шестеркой лошадей, что придавало значимости и важности, соответствующие персоне "Короля дилижансов". Ведь обычно в упряжку впрягали всего 4 животных, таково было минимальное требование гос.контракта на перевозку почты.

Из других типов транспорта стоит отметить омнибус, который некоторое время курсировал по маршруту Денвер - Миссури-Сити, а также грязные, грубые фургоны, которые использовались для пассажирского сообщения в горной местности.

Они были похожи на обычные фургоны переселенца, но имели низкую посадку, чтобы уменьшить опасность опрокидывания на крутых горных тропах. Горный фургон перевозил 10 пассажиров, 9 сидели внутри кузова, а 10-ый рядом с кучером.

О том, как работала дилилижансная линия, скоростях передвижения, ценах на проезд, ценах на лошадей и прочее, вы можете прочитать в мой статье - Как была устроена дилижансная линия на Диком западе.

Вас также могут заинтересовать статьи - Как был устроен фургон переселенца на Диком Западе. 9 правил для пассажиров дилижанса на Диком Западе.

Очень рекомендую короткий, 15 минутный ролик о дилижансе, даже если вы плохо знаете английский язык, смысл ролика будет интуитивно понятен.