Трус, Балбес и Бывалый: эта троица могла быть совсем другой

985 full reads
1,3k story viewUnique page visitors
985 read the story to the endThat's 73% of the total page views
4 minutes — average reading time

В 1961 году советские зрители увидели короткометражную киноленту режиссера Леонида Гайдая «Пёс Барбос и необычный кросс».

Трус, Балбес и Бывалый: эта троица могла быть совсем другой

В этом коротком фильме впервые на экране появилась знаменита троица комических антигероев - Трус, Балбес и Бывалый. Она быстро завоевала сердца советских зрителей, которые призвали эту троицу ВиНиМор (по начальным буквам фамилий актеров).

ЗНАМЕНИТАЯ ТРОИЦА
ЗНАМЕНИТАЯ ТРОИЦА
ЗНАМЕНИТАЯ ТРОИЦА
Трус, Балбес и Бывалый: эта троица могла быть совсем другой

Мало кому известно, что троица могла быть совсем другой.

ТРУС

На роль Труса Георгий Вицин был утвержден режиссером с первого раза. Гайдаю даже не понадобились пробы актера. А вот подобрать актеров на роли Балбеса и Бывалова оказалось сложнее.

БАЛБЕС

На роль Балбеса пробовались актеры Сергей Филиппов (зрителям он полюбился по фильму "Карнавальная ночь") и Борис Новиков (помните его в фильме "Белые росы"?)

СЕРГЕЙ ФИЛИППОВ
СЕРГЕЙ ФИЛИППОВ
СЕРГЕЙ ФИЛИППОВ
БОРИС НОВИКОВ
БОРИС НОВИКОВ
БОРИС НОВИКОВ

Юрий Никулин появился в поле зрения Гайдая немного позе. Но когда режиссер его увидел, то решил: "Никулин — то, что нужно».

БЫВАЛЫЙ

На роль Бывалого был приглашён Иван Любезнов. Режиссер видел именного его в этой роли. Но Любезнов отказался из-за того, что ему было тяжело бегать от собаки.

Среди кандидатов на роль Бывалого были Игорь Ильинский. Тот был уже занят другой работой. Михаил Жаров и Станислав Чекан. Но они тоже отказались.

МИХАИЛ ЖАРОВ И ИВАН ЛЮБЕЗНОВ
МИХАИЛ ЖАРОВ И ИВАН ЛЮБЕЗНОВ
МИХАИЛ ЖАРОВ И ИВАН ЛЮБЕЗНОВ
ИГОРЬ ИЛЬИНСКИЙ
ИГОРЬ ИЛЬИНСКИЙ
ИГОРЬ ИЛЬИНСКИЙ
СТАНИСЛАВ ЧЕКАН
СТАНИСЛАВ ЧЕКАН
СТАНИСЛАВ ЧЕКАН

Кандидатуру Моргунова предложил Иван Пырьев, который помогал Гайдаю подбирать актеров. Евгений Моргунов охотно согласился.

Так сложилась любимая народом троица ВиНиМор

«Пес Барбос» был лишь одной из пяти новелл юмористического альманаха «Совершенно серьезно», на который студия «Мосфильм» особых надежд не возлагала. Но эксцентрическая короткометражка Гайдая имела у публики оглушительный успех. Зрителю понравилось все — трюки, музыка, бешеный ритм и филигранный монтаж.

Новые герои мгновенно стали персонажами народного фольклора, баек и анекдотов. Сделанные вдогонку «Самогонщики» усугубили ситуацию всеобщей любви и популярности. Со всей страны шли мешки писем, в которых от Гайдая в ультимативной форме требовали снимать новое кино про Труса, Балбеса и Бывалого.

Зрители воспринимали их как единое существо, и даже придумали ему имя — ВиНиМор (по первым буквам фамилий). Но какие же разные люди составляли это трио.

  • Клоун от Бога Юрий Никулин, который начал кинокарьеру именно с фильмов Гайдая.
  • Спокойный, тихий, созерцательно замкнутый Вицин — артист с отличной театральной выучкой и солидным киноопытом. Гайдай преклонялся перед талантом Вицина. А Моргунов признавался: «Ни я, ни Никулин ногтя Вицина не стоим. Он дьявольски талантлив! Он вам хоть дверную ручку сыграет».
  • Шумный, во все вмешивающийся, часто развязный в общении Евгений Моргунов, который ни до, ни после роли Бывалого ничего равноценного, к сожалению, не сыграл.

Троицу антигероев использовали и другие режиссеры. К примеру, троица появилась в фильме Эльдара Рязанова «Дайте жалобную книгу», где запомнилась запомнилась дракой в ресторане и концептуальной фразой Вицина: «Начальство надо знать в лицо!»

Троица была настолько популярна в народа, что на это отреагировала и советская промышленность. В Советском Союзе был налажен выпуск продукции с «тройной» символикой: майки, маски, игрушки, календари.

Трус, Балбес и Бывалый: эта троица могла быть совсем другой

Трус, Балбес и Бывалый перевоплотились в страшных лесных разбойников из мультика «Бременские музыканты».

БРЕМЕНСКИЕ МУЗЫКАНТЫ
БРЕМЕНСКИЕ МУЗЫКАНТЫ
БРЕМЕНСКИЕ МУЗЫКАНТЫ

У Гайдая не было в планах долго использовать эти кинообразы. После фильма "Операция "Ы" хотел завершить жизнь кино-троицы. Тем более, у него были очень сложные отношения с Евгением Моргуновым. Тот проявил сложный характер еще на киноплощадке "Самогонщиков". Часто спорил с режиссером, капризничал, допускал грубость по отношению к партнерам.

Но однажды Гайдаю подвернулся интересный сценарий «Кавказской пленницы».

Никулин наотрез отказался сниматься по его словам в «этой ерунде». Но Гайдай убедил и его, и остальных, что сценарий будет лишь основной канвой, на которую каждый вправе нанизать столько выдумок, трюков и гэгов, сколько сможет выдумать. А чтобы стимулировать фантазию своих «соавторов», за каждую идею режиссер обещал выставлять придумщику пару бутылок шампанского.

КАВКАЗСКАЯ ПЛЕННИЦА
КАВКАЗСКАЯ ПЛЕННИЦА
КАВКАЗСКАЯ ПЛЕННИЦА

Согласно устным преданиям киношников, Никулин заработал 24 бутылки, Моргунов — 18, а Вицин — 1, потому что не любил шампанское.

Но Вицин придумал не менее интересных фраз, трюков и так далее.

Именно ему мы обязаны криком «Поберегись!» вылетающего из дверей Труса, трюком с огурцом и рогаткой, платком Варлей, которого пугается Трус, и знаменитой сценой под девизом «Стоять насмерть!», когда герои строят живую стену перед несущейся машиной.

Вообще трюки придумывались настолько спонтанно, что потом трудно было точно определить — кто что изобрел. Например, огромный шприц, остающийся после укола в заду у Бывалого, придумал Никулин, а вот то, что шприц будет качаться, — находка Вицина.

«Кавказская пленница» — фаворит отечественного кино с 1967 года и до нынешних дней. В год выпуска фильм занял 1-е место в прокате, собрав у экранов 76,5 миллиона зрителей.

Трус, Балбес и Бывалый: эта троица могла быть совсем другой

Сценарист Дыховичный говорил Гайдаю : «Вы, Леонид Иович, таких типов нашли — на всю жизнь хватит. Их можно куда угодно поместить, хоть в космос». Однако на худсовете, обсуждавшем фильм, против трио выступили Майя Туровская (перекривлялись), Эльдар Рязанов (раздражает), Виктор Авдюшко (троица уже устала), Б. Кремнёв (надо сократить).

Троица перестала существовать для Гайдая после его ссоры с Моргуновым во время работы над «Кавказской пленницей». Уж очень много себе позволял актер по отношению к нему и товарищам.

После "Кавказской пленницы..." знаменитая троица еще несколько раз появилась в фильмах «Семь стариков и одна девушка» (1968 г.), «Эти невероятные музыканты, или Новые сновидения Шурика» (1977), «Комедия давно минувших дней» (1980).

Конечно, эти фильмы уже не были такими успешными, и образ троицы изжил себя.

После распада команды актеры почти не общались друг другом.

🎬🎬🎬🎬🎬🎬🎬🎬🎬🎬🎬🎬🎬🎬🎬🎬🎬🎬🎬🎬🎬🎬🎬🎬🎬🎬🎬

СПАСИБО, ЧТО ДОЧИТАЛИ!
Напишите своё мнение о нем в комментариях.
Если статья понравилась, поставьте, пожалуйста, 👍 и подпишитесь на
мой канал.