«Я не считала себя черной и стала ею, лишь прибыв в Америку».

«Нет «нищих черных» и «нищих белых». Есть черные и нищие белые. Такие дела».

Какой должна быть современная книга о расизме? Одна из героинь романа «Американха» замечает, что «если ты собираешься писать на расовые темы, нужно лепить такую лирику и утонченность, что читатель, который не видит между строк, даже не поймет, что тут расовая тема. Такую, знаете, прустовскую медитацию, водянистую и расплывчатую, и ты под конец сам делаешься водянистым и расплывчатым». Безусловно, в современном мире с его видимостью всеобъемлющей толерантности и открытости всему новому, ты вправе написать что угодно и как угодно. И тут только одна загвоздка, тебя, с твоими широкими взглядами, в итоге могут не признать, а то и вовсе заклеймить. В этом плане кажется, что Адичи ходит по лезвию ножа, и делает это крайне успешно. Нигерийская писательница, проводящая много времени в Америке и пишущая на английском языке, не боится сочинять истории, которые могут не понравиться людям. В своем втором романе Адичи рассказывала о трагедии народа игбо, гражданской войне в Нигерии, крахе независимого государства Биафра. В последнем произведении романистка взялась за еще более сложную и противоречивую тему.

«Американха» рассказывает о молодой девушке Ифемелу, которая из Нигерии уезжает покорять Америку. Героиня с порога сталкивается с рядом проблем, связанных с культурным шоком и положением иммигрантов в Штатах. Невозможность найти приличную работу (а иногда и просто хоть какую-нибудь работу), расизм (в это заведение вам нельзя, будьте добры выпрямить свои космы, иначе вас не будут серьезно воспринимать, и тому подобное). При этом же имеет место быть и расизм обратный, когда тебе бояться сказать лишнее слово, потому что ты черный, и твои чувства ни в коем случае нельзя оскорблять.

Слишком много слова «черный» на один сантиметр текста? Думаете, я чертова расистка, которая по-другому изъясняться не считает нужным? Но ведь это слова самой Адичи, которая, как и главная героиня ее романа, в свое время уезжала в Америку за лучшей жизнью (или как минимум за более достойным образованием). Писательница рассказывает и доказывает нам, что расизм – это то, что придумали в плавильном котле, где пытались или пытаются примириться между собой люди самых разных национальностей. В Африке расизма нет, и многих, кто оттуда эмигрирует, по началу шокируют все эти разговоры на тему национальности и цвета кожи.

«Я приехала из страны, где раса – не камень преткновения: я не считала себя черной и стала ею, лишь прибыв в Америку», - пишет Адичи.

Ифемелу в романе – олицетворение африканцев в Америке. И здесь сразу надо провести четкую грань: в Штатах есть два типа черных:

- черные американцы (потомки рабов, родившиеся и выросшие в Америке);

- черные неамериканцы (выходцы из Африки, перебравшиеся в Америку в детстве с родителями, но чаще уже самостоятельно в сознательном возрасте).

Наша героиня выросла в Нигерии и ее культурный багаж очень сильно отличается от бэкграунда черных американцев. В том числе и представления о расизме у Ифемелу совсем не те, что у тех, кто вырос в стране, где о расе говорят на каждом углу. Благодаря происхождению главной героини, мы получаем возможность увидеть старые проблемы с совершенно новой точки зрения. Мы прослеживаем все этапы адаптации героини, вместе с ней подмечаем мелочи, невидимые коренным американцам.

Но покинем же Ифемелу, ведь не все повествование «Американхи» крутится вокруг нее. В центре сюжета романа оказывается и другой персонаж – Обинзе, возлюбленный Ифемелу, с котором они расстались почти тотчас, как девушка покинула Нигерию. Важно отметить, что жизнь мужчины в большей своей части протекает на родине, и получается, что Африка перед нами предстает через призму его восприятия. В итоге получается сравнение и противопоставлении Нигерии Обинзе и Америки Ифемелу. Также в сюжет нагло вклинивается и Великобритания, в которой несколько лет прожил Обинзе. И вот перед нами уже абсолютно мультикультурная история. Перескакивая с место на место, переносясь из одного полушария в другое, мы лицезреем сонм проблем политических, социальных, культурных. В центре всего расизм, за правую руку его держит проблема иммиграции и иммигрантов, а за левую- противостояние развитых и развивающихся стран.

Но можно и отрешиться от всего вышеперечисленного и прочесть «Американху», как историю любви, выбора и поиска места в жизни. Адичи мастерски прописывает персонажей и их взаимоотношения, а посему наблюдать за ее героями крайне интересно. К тому же основная любовная линия, пусть и не сверх оригинальна, но достаточно запутанная и имеет огромную протяженность во времени. Мы много лет проживаем в надежде на воссоединение главных героев или уповая на то, что они наконец забудут друг друга.

Сама Адичи женщина уникальная. Она настоящая self-made woman,и к тому же, в отличии от многих коллег по цеху, не пытается писать, как мужчина, подражая именитым авторам. То, что делает Адичи универсально, понимаемо и мужчинами, и женщинами, но при этом слог, атмосфера и вообще все-все-все в ее романах говорит о том, что они написаны рукой женщины. Пожалуй, это то самое, чего до сих пор не хватает современному миру: качественная, серьезная литература, написанная женщиной в женской манере.

Читать «Американху» стоит хотя бы как пример культурного феномена. Пускай книга немного затянута, а местами слегка напыщенна, она является отличным образцом современного романа, поднимающего важные вопросы. Безусловно, «Амерканха» более актуальна для американских и нигерийских читателей, но и для нас с вами в ней найдется немало познавательного.

О предыдущем романе Адичи "Половина желтого солнца" можно прочесть здесь.

Если Вам понравилась статья, ставьте лайк и подписывайтесь на канал galgut_and_books, так вы не пропустите обновления!