"Кто все эти люди?" и в чем состоит главный конфликт современности?

21-его апреля прошла "Библионочь" - ежегодная социально-культурная акция посвящённая чтению, в рамках которой по всей России было организовано множество литературных мероприятий, публичных чтений и встреч с писателями.

На одной из таких встреч и побывала автор канала. В Российской государственной библиотеке своим вниманием читающую публику почтил популярный автор Алексей Иванов. Писатель редко выступает, предпочитая общению с читателями плодотворную работу. Именно поэтому увидеть одного из самых востребованных авторов современной России - большая удача. А послушать - настоящее счастье, как минимум потому, что Иванов говорит не хуже, чем пишет.

Об экранизациях

Широкой публике Алексей Иванов известен в первую очередь благодаря экранизациям его книг.

Так в 2013 году на экраны выходил фильм Александра Велединского «Географ глобус пропил», снятый по одноименному роману. Кино имело огромный успех благодаря захватывающему сюжету, близкому и понятному большинству россиян, и прекрасной игре Константина Хабенского.

кадр из фильма "Географ глобус пропил"
кадр из фильма "Географ глобус пропил"

Не так давно Россия 1 анонсировала скорый выход мини-сериала (8 серий)по роману «Ненастье», с Александром Яценко в главной роли.

Также творчество Иванова заинтересовало режиссера Антона Мегердичева («Движение вверх»), который взялся за киновоплощение романа «Сердце пармы». Теперь с нетерпением ждем восьмисерийный фильм, снятый по сюжету одного из самых необычных произведений Иванова.

Готовится к выходу и фильм «Тобол», к которому сценарий писал сам Иванов. Однако, режиссер настолько изменил сюжет, что автор попросил убрать свое имя из титров. Вдогонку к фильму выйдет и мини-сериал. Остается надеяться, что переработка сценария не пошла во вред кинопродукции.

Говоря об экранизациях, невозможно не затронуть тему отношения автора первоисточника к готовому фильму. На встрече Иванову задали вопрос, что он думает о «Географе» Велединского. Этот момент действительно волнует многих читателей, ведь фильм и книга имеют различия в ключевых моментах. Роман в первую очередь - рефлексия российской действительности 90-х годов. Иванов говорит, что писал своего Служкина, как «героя нашего времени». Этот самый «герой» восходит к типу идеального человека, того, кто живет, согласно идеалу. Протагонист в «Географе» ищет примирения. И данный конфликт тождествен конфликту эпохи, в которой персонаж живет. По Иванову «герой нашего времени» - это не герой в понимании обыденном, то есть не человек, совершающий подвиги, а тот, чей внутриличностный конфликт соответствует главному конфликту времени.

В фильме же Велидинского проблема другая - поиски свободы, осознание свободы. Да и действие происходит в 2010-е годы. Но здесь крайне важно, что режиссер ухватил главную мысль писателя, то есть идею создания «героя нашего времени», и по мнению Иванова, Велединский идеально воплотил ее в жизнь. Да, фильм и книга немного о разном, но основа, мысль, идущая сквозь них, одна, и это то самое важное, что сам Иванов хотел видеть в экранизации.

О литературном пути

Иванов признается, что пока все мальчишки мечтали стать космонавтами или пожарными, он грезил о судьбе писателя. Однако путь к славе оказался тернист.

В возрасте шести лет Иванов уже баловался написанием приключенческих романов. После была учеба в школе и выбор университета. В одной книге писатель прочел о том, что журналистика убивает литераторов, но Иванов не искал легких путей, и отважился на поступление на журфак. Впрочем, через полгода университет он бросил, ибо убедился, что журналистика ему действительно не поможет в воплощении мечты. Тогда писатель выбрал другой путь - искусствоведение. Его всегда пленял язык, которым описывают произведения живописи, архитектуры. В нем столько красоты, изящества, и от литературы в нем по сути куда больше, чем у сухих журналистских статей.

Так Иванов стал дипломированным искусствоведом, но продолжал верить, что ему уготовано будущее писателя.

В 1989 году впервые было опубликовано произведение Иванова - небольшая повесть. А потом пришли голодные девяностые и долгое десятилетие невостребованности. Но Иванов все это время продолжал писать. Так к 2003 году, когда его наконец начали публиковать, в столе у автора уже лежало три романа: «Общага-на-крови», «Географ глобус пропил» и «Сердце пармы».

Став в одночасье профессиональным писателем, Иванов не перестаёт учиться. Он экспериментирует с жанрами, придумывает для своих произведений новые языки и бесконечно ищет новое, интересное, неизведанное. «Настоящий мастер всегда ученик», - говорит Иванов.

О сути писательского мастерства

Иванов выделяет два типа писателей:

1) Писатели, которые мнят себя моральными авторитетами. В их произведениях выделяется одна титаническая идея, например: лейтмотив злодеяния власти. Таких литераторов еще называют ВПЗР (Великий Писатель Земли Русской).

2) Буржуазные интеллектуалы. Эти писатели в своих работах как бы отвечают на раздражители эпохи. Они видят проблему там, где общество, возможно, ее еще не видит.

В общем писатель - это человек, который видит мир, как текст, как историю. От журналиста его отличает принципиально иное отношение к факту. Литератор осмысливает факты на более высоком уровне.

О творческом процессе

К каждому роману Иванов составляет отдельный словарь. Эти словари никогда не пересекаются. Для Иванова немыслимо, чтобы словечко из одной истории перекочевало в другую. Из-за этой особенности, многие считают, что у Алексея Иванова абсолютно меняется стиль, когда он берется за новое произведение. Впрочем, сам автор это отрицает и считает, что все его работы отражают присущее ему осмысление творческого процесса и сугубо личные литературные приемы.

Иванов никогда не публикует свои словари. Писатель считает, что читатель должен ему доверять. Нужно читать, как читается, необходимости в словарях нет, ведь совсем не обязательно понимать значение каждого слова. Главное - языковая картина. А в осмыслении лексики помогает фонетика. Читатель может интуитивно догадываться о том, что означает тот или иной оборот, по его звучанию.

Об исторических романах

Исторический роман, по мнению Иванова, это то произведение, где герои мотивированы историей, историческим бэкграундом.

Вот, например, «Три мушкетера» Александра Дюма - роман не исторический, а приключенческий, потому как в нем герои мотивированы любовью, жаждой мести, да чем угодно, только не значимыми происшествиями эпохи.

Классический исторический роман отличает принцип описания героев. Так второстепенные персонажи в нем являют собой судьбу своей социальной страты. То есть, купец в таких произведениях будет торговать и стараться больше заработать, а крестьянин страдать по поводу своей нелегкой доли.

Сам Иванов ставит себе целью создание романа нового типа, где у героев должна быть своя история, свой личный сюжет.

Что касается введения в повествование реальных исторических личностей, то Иванов при их описании и при продумывании характеров руководствуется тем, как складывалась судьба этих людей. То есть, писатель изучает биографию, интересующего его персонажа, из которой делает некоторые выводы о личных качествах человека.

О Дмитрии Быкове

Иванов называет Быкова «мастером поверхностных ассоциаций».

Писатель приводит в пример реакцию своего коллеги на его роман «Тобол», который Быков сравнил с произведением «Петр I» Алексея Толстого.

О главном конфликте современности

По мнению Иванова главный вопрос нашего времени - это соотношение реального и виртуального. То есть в некотором роде вопрос засилия социальных сетей и совершенно нового образа жизни - жизни в онлайне.

Благодаря распространения интернета, каждый человек получил свой голос и возможность высказаться на весь мир. Из-за этого пропал институт авторитета. Теперь «знатоком» и «гуру» может стать абсолютно любой, а художественное высказывание утратило статус общезначимого.

Если раньше было три великих русских вопроса:

- Кто виноват?
- Что делать?
- Кому на Руси жить хорошо?

То сейчас появился четвертый:

- «Кто все эти люди?»

О значении романа «Ненастье»

Многие считают, что это произведение Иванова сильно отличается от остальных его работ и относится в бОльшей степени к криминальной литературе, нежели интеллектуальной.

Иванов полностью отвергает определение «криминальный». Для него самого «Ненастье» - роман об экзистенциальных ловушках. Таких, из которых можно выйти, только изменившись самому. Иванов играет с темой ловушек, представляя читателю массу «примеров» как ловушек личных, так и общественных.

Также «Ненастье» - это галерея феноменов 90-х годов. Памятник явлений, которые ушли в прошлое.

Если Вам понравилась статья, ставьте лайк и подписывайтесь на канал galgut_and_books, так вы не пропустите обновления