Об одном из первых путешественников во времени.

06.11.2017

В 1889 году, за шесть лет до появления величайшей научно-фантастической книги Герберта Уэллса «Машина времени» уже весьма известный писатель Марк Твен выдаёт на суд читателей роман, в основе которого лежит перемещение человека из века XIX-го в век VI-ой. По сути «Янки из Коннектикута при дворе короля Артура» являются одним из первых произведений о путешествии во времени. Произведением приключенческим и сатирическим, захватывающим дюжиной неожиданных поворотов и обличающим как английское общество VI-го века, так и современное Твену британское (или даже все европейские монархические государства)

Сюжет романа строится вокруг американца, типичного янки, инженера по призванию и по профессии. В знаменательный день один из рабочих, находящихся у него в подчинении, ударил с невиданной силой героя по голове. А дальше всё по сценарию «упал, очнулся — гипс» и понеслось. Открывает наш американец глаза, а перед ним вместо оружейного завода «прелестная местность» и молодец, как с картинки из книги про стародавние времена. Этим странности только предворяются. Неожиданно для героя незнакомец провозглашает себя его собственником и везёт в город - Камелот, которого, как прекрасно известно герою, на карте современной Британии не существует. Дальше больше - инженера приговаривают к смертной казни, которая должна состояться буквально на днях. К этому моменту герой успел узнать, что находится он в 513 году в царстве великого короля Артура, и никакие британские законы его здесь не спасут. Очевидно, что герой с блеском выйдет из сложившейся ситуации, после чего начнёт закручиваться сюжет.

Фото - theavalon.jimdo.com
Фото - theavalon.jimdo.com

На долю янки выпадет масса испытаний, требующих изрядного напряжения извилин. Мало того, что будет необходимо изучить и проанализировать то, как устроено и как функционирует общество при короле Артуре, так и постараться избежать любых случаев, требующих проявления физической силы, коей герой абсолютно не обладает. К тому же будет не лишним подстроиться под новые реалии, выкинуть из лексикона словечки, присущие веку индустриальному, и найти своё место в мире, где герой оказался по велению судьбы. Американец предстаёт сноровистым и мозговитым, что не раз помогает ему выйти сухим из воды. Каждый его день сопровождается ситуациями сложными и требующими немедленного решения. В романе они по больше части выглядят комичными в силу огромной пропасти в понимании мироустройства у янки и у артуровских подданных. С одной стороны смешон протагонист, который совершает поступки совершенно неприемлемые в обществе VI-го века, а с другой - нелепыми выставляются средневековые люди, у которых, с точки зрения современного человека, напрочь отсутствует логическое и критическое мышление. Когда герой находит гениальное с его точки зрение решение какой-либо проблемы и пытается объяснить свою идею, его не понимают, и приводят в противовес доводы, обусловленные лишь культурной традицией и не имеющие разумного основания. Таким образом Твен постоянно акцентирует внимание на невежественности человека, порождённого 1500-ми годами. Людям затмевает разум религия, всемогущий Мерлин с его чудесами и феодальная система, требующая безоговорочного подчинения вассалов сеньорам.

Первая половина книги концентрирует внимание читателя на приключениях, нелепых ситуациях, знакомит с бытом и картиной мира средневекового человека. Страница пролетает за страницей в постоянном напряжении и волнении за судьбы героя. Вторая же половина книги похожа на политический памфлет. Становится очевидным, что Марк Твен задумал своё произведение в первую очередь, как обличительное и нравоучительное. Автор устами своего героя из раза в раз повторяет мысль о том, насколько несостоятельна феодальная система и вместе с ней единоличная королевская власть (прямая шпилька в адрес современной Твену Британской Империи). По мнению писателя, цивилизованная страна не должна выстраивать общественные отношения по принципу угнетали - угнетённые, власть должна принадлежать народу. При этом население страны нужно образовывать, повышать общий уровень профессиональных и культурных знаний и навыков. Плюс к этому, Твен является противником применения физического насилия для достижения целей. Всегда найдутся разумные методы решения проблемы.

Фото - theavalon.jimdo.com
Фото - theavalon.jimdo.com

«Янки из Коннектикута при дворе короля Артура» хоть и отправляют читателя в VI-ой век, ни в коей мере не являются историческим романом и не претендуют на достоверность. По ходу чтения читатель понимает, что многое Твен приукрасил в угоду художественности, а кое-что и вовсе выдумал. Общий исторический контекст соблюдён, упомянуты известные имена (Артур, Ланселот, Мерлин), но искать истины в мелочах не стоит. Изрядная доля фантазии присутствует и в рассказе о деяниях протагониста. Пытаясь изменить мир, он начинает выпускать газеты, строить заводы и фабрики. В Средневековье с совершенно неразвитой промышленностью, герой практически собственноручно производит на свет механизмы, над изобретением которых маялись учёные многие столетия. Да, американец в XIX-ом веке работал инженером, и действительно был знаком с устройством многих машин, но представляется крайне сомнительным, что он смог бы воспроизвести их самостоятельно, не имея под рукой чертежей и разработок. Впрочем, такую вопиющую неправдоподобность можно также считать художественным приёмом, усиливающим авторскую позицию.

Роман Марка Твена - интересное, затягивающее в свои пучины произведение, прекрасный образец американской литературы конца XIX века, развлекающей, вызывающей если не смех, то как минимум улыбку, и побуждающий к мыслям о социальном неравенстве и о том, какая же политическая структура является наиболее предпочтительной.

Фото - psiholog.mirtesen.ru
Фото - psiholog.mirtesen.ru