Макдональдс и архитектура. Как придорожная столовка изменила наши города

02.08.2018

В любом городе живет два типа людей: пешеходы и автомобилисты. И их комфорт иногда взаимоисключаем, их маршруты расходятся. Эти люди хотят разного, в том числе, и от общепита.

И в 52-м году братья Макдоналд решили, что внешний вид их кафешки должен как-то сообщать автомобилистам, что заведение «френдли» водителям.

Макдональдс стоял у дороги, поэтому основатели решили перейти на язык символов, который воспринимается по пути быстрее, чем слова. И поставили две желтых арки. Они должны были, во-первых, привлекать внимание водителей, мчащихся на полной скорости, а, во-вторых, показывать, что тут люди смогут купить еду, не выходя из-за руля. Архитекторы тогда не одобрили, кстати, эту идею, но основатели решили попробовать.

Фото: REUTERS / Джим Янг
Фото: REUTERS / Джим Янг

Теперь это один из самых известных примеров архитектуры, ориентированной на водителей, лишенной человеческого масштаба. Позднее арки превратились в букву «М», которая стала сама по себе символом. Но в Макдональдс по-прежнему следуют традициям и строят здания, исходя из их восприятия издалека, компания создает дома-знаки. Все строение должно быть цельным и замечаться на большом удалении. Теперь эта функция стала еще важнее: чтобы в незнакомом месте водители сразу узнавал любимую придорожную столовку, она должна быть везде одинакова.

Но тут есть интересный момент. Позднее Макдаки пришли с трассы непосредственно в города. В города, где люди ходят пешком с куда меньшей скоростью и хотят что-то разглядывать. Но Макдаки сохраняют и в городах плюс-минус единый стиль, на мой взгляд, слишком масштабный для таких пространств. Конечно, Макдональдс в городе может также претендовать на звание «знакового» строения, которое узнают, которому не нужно выделяться, но если смотреть на строения в контексте улицы, то красоты они обычно не добавляют.