Как проходили тоннель под Ла-Маншем. Любопытные факты. Часть 4. Заключительная

20 December 2018

Сегодня мы завершаем свой рассказ о проходе тоннеля под проливом Ла-Манш, связывающим Англию и Францию.

Напомним, что проходка тоннеля велась с двух сторон, из двух стран на встречу друг другу. Чтобы не промахнуться, требовалась очень высокая точность работ.

В октябре 1990 года, когда две части строившегося служебного тоннеля разделяло чуть больше 90 м, тоннелепроходческий комплекс (ТПК) остановили. Чтобы удостовериться в том, что обе половины тоннеля находятся на одной линии, с английской стороны пробурили скважину-зонд диаметром 5 см. Когда она достигла французской части проходки, между шедшими друг к другу тоннелями был вручную пробит узкий коридор. Встреча французских и британских строителей произошла 1 декабря 1990 года (рис. 1) на глубине 40 м от дна пролива в 22,3 км от Великобритании и в 15,6 км от Франции. Затем соединительный коридор расширили до нужного диаметра небольшими горнопроходческими комбайнами.

Рис. 1. Встреча строителей, буривших британскую и французскую части служебного тоннеля навстречу друг другу
Рис. 1. Встреча строителей, буривших британскую и французскую части служебного тоннеля навстречу друг другу

Спустя полгода соединились и железнодорожные тоннели. Всего при проходке системы тоннелей, которая длилась 3 года, было вынуто 8 млн куб. м грунта.

Благодаря системе лазерной навигации, которая помогала командам держаться намеченных курсов, общее отклонение встречных трасс друг от друга составило всего 358 мм по горизонтали и 58 мм по вертикали, что было в пределах допустимого.

Интересно, что возвращение английских тоннелепроходческих комплексов назад сочли слишком дорогим мероприятием, поэтому их резко повернули и направили в работающем состоянии в сторону (по некоторым опубликованным данным – вниз), а после эвакуации операторов отверстия залили бетоном и закрыли обделкой. Французские же ТПК завершили тоннельные работы, после чего их перегнали, не разворачивая, на английскую сторону, а там демонтировали. Головные части двух из них снова собрали, покрыли свежей краской и выставили на всеобщее обозрение у подъездных дорог к терминалам на английской и на французской сторонах как дань уважения строителям тоннеля. Однако первый из них компания Eurotunnel потом продала на металлолом.

Об окончании строительства Евротоннеля и его эксплуатации, а также о сложностях, возникавших на разных этапах развития данного проекта, мы расскажем на следующей неделе.

Полный текст статьи с источниками и литературой - в бесплатном электронном журнале "ГеоИнфо". ПЕРЕЙТИ