Катастрофа на дамбе в Бразилии. Что известно месяц спустя

Сопоставление причин возникновения аварийных ситуаций на хвостохранилищах по всему миру, к сожалению, говорит о том, что проблемы их безопасности во многих государствах еще долго не будут преодолены. Например, совсем недавно произошла, наверное, самая ужасная в мире катастрофа, связанная с прорывами земляных дамб хранилищ отходов горнодобывающих и горно-обогатительных предприятий.

Это случилось в полдень 25 января 2019 года в муниципалитете Брумадинью все того же штата Минас-Жерайс на юго-востоке Бразилии. В результате катастрофического разрушения земляной дамбы хвостохранилища железорудной шахты «Коррего де Фейяо», с 2001 года принадлежавшей все той же бразильской компании Vale, огромное количество токсичной грязи в объеме 12 млн куб. м ринулось вниз по склону и нижележащей долине реки Каза-Бранка, разрушив и покрыв слоем высотой до 15 м административную территории шахты, рабочую столовую, отель, дороги, сельскохозяйственные земли, дома работников шахты и местных жителей. Перед катастрофой и в момент разрушения дамбы контрольные приборы и аварийная сигнализация не сработали, так как изначально имели неисправности, да и полное разрушение плотины было почти мгновенным, поэтому все это оборудование было просто снесено.

Территории вдоль долины реки Каза-Бранка, похороненные под слоем токсичной грязи после прорыва земляной дамбы хвостохранилища в Брумадинью (Бразилия) [39]
Территории вдоль долины реки Каза-Бранка, похороненные под слоем токсичной грязи после прорыва земляной дамбы хвостохранилища в Брумадинью (Бразилия) [39]
Аэрофотоснимок многоярусной дамбы и хвостохранилища в Брумадинью до (а) и после (б) ее разрушения. Желтой стрелкой показано направление схода грязевого техногенного селя [39]
Аэрофотоснимок многоярусной дамбы и хвостохранилища в Брумадинью до (а) и после (б) ее разрушения. Желтой стрелкой показано направление схода грязевого техногенного селя [39]
Аэрофотоснимок покрытой грязью долины реки Каза-Бранка после разрушения дамбы в Брумадинью [23]
Аэрофотоснимок покрытой грязью долины реки Каза-Бранка после разрушения дамбы в Брумадинью [23]
Разрушенная дорога после катастрофы в Брумадинью [39]
Разрушенная дорога после катастрофы в Брумадинью [39]
Разрушенный мост после катастрофы в Брумадинью [26]
Разрушенный мост после катастрофы в Брумадинью [26]

Если считать погибшими не только тех, чьи тела были найдены, но и пропавших без вести, то этот грязевой сель унес жизни не менее 332 человек. Тысячи человек, населявших зону схода техногенного селя, пришлось эвакуировать.

Широкий поток ядовитой грязи растянулся более чем на 8 км, надолго отравив эту местность. Более того, он достиг достаточно крупной реки Параопеба, вызвав и ее токсичное загрязнение, о котором еще долго будут помнить районы, расположенные ниже по ее течению, в которых проживает 1,3 млн человек.

Спасать выживших людей и животных из тягучей ядовитой грязи пришлось с помощью зависающих над труднодоступными зонами вертолетов. Тела погибших искали под слоем грязи с помощью зондов и землеройных машин. В этих операциях участвовало не менее 400 спасателей, пожарных, военных и добровольцев. Живыми удалось вытащить из грязи 192 человека.

 
Спасатели ищут выживших или погибших среди моря грязи [39]
Спасатели ищут выживших или погибших среди моря грязи [39]
Для спасения выживших после разрушения дамбы в Брумадинью приходилось применять вертолетную технику [35]
Для спасения выживших после разрушения дамбы в Брумадинью приходилось применять вертолетную технику [35]

В последние 3 года перед катастрофой хвостохранилище в Брумадинью уже не эксплуатировалось, то есть дополнительно не заполнялось, и представляло собой огромное озеро из полузатвердевшей грязи – отходов железорудного предприятия.

Известно, что летом 2018 года в дамбе были выявлены протечки. Рядовые сотрудники Vale, которым поручили их исправить, сообщили, что плотина небезопасна.

В сентябре 2018 года компания Vale приглашала немецкую экспертную организацию Tьv Sьd для проверки устойчивости дамбы. Специалисты Tьv Sьd обнаружили в сооружении заблокированные дренажные трубы, трещины, просачивание воды в трех местах и даже деревянные подпорки в одном месте. Немцы уже тогда сделали выводы о том, что состояние дамбы вызывает беспокойство и что существует риск разжижения содержимого хвостохранилища.

Но руководство Vale на эти предупреждения не отреагировало, успокоив людей смехотворным заявлением о том, что раз даже административные помещения шахты находятся ниже плотины, значит она безопасна.

И даже после трагедии хозяева компании продолжали утверждать, что плотина в Брумадинью была построена в соответствии с лучшими мировыми практиками, считалась безопасной и ничто не предвещало ее разрушение.

Интересно, что в декабре 2018 года дамба обследовалась комиссией из Бразильского института окружающей среды и возобновляемых природных ресурсов (IBAMA) и была признана стабильной. На этой основе государственная лицензия на продолжение безопасной эксплуатации сооружения была продлена. И это менее чем за месяц до трагедии!

В действительности дамба хвостохранилища в Брумадинью была очень дешево построена еще в 1976 году, после чего многократно наращивалась почти без запаса прочности. По-хорошему, ее даже плотиной-то назвать было нельзя. Она не была укреплена ни железобетонной, ни металлической подпорной стеной, ни каким-либо другим способом. Она была сооружена просто из утрамбованных хвостов.

Поначалу это был один вытянутый поперек долины полукруглый холм из уплотненных отходов. По мере заполнения резервуара пульпой из воды и хвостов плотина многократно наращивалась с использованием тех же утрамбованных отходов. Только в основании ее последующих ступеней лежал уже не природный грунт, а считавшиеся полностью затвердевшими хвосты (рис. 10). То есть проектировщики полагали, что содержимое резервуара за этой многоярусной дамбой является достаточно твердым и может сдерживать само себя. При этом не была предусмотрена никакая гидроизоляция хвостохранилища, водоотведение из него было плохо налажено –и уровень грунтовых вод в нем стал слишком высоким. Чрезмерное повышение порового давления после дождей или в результате плохого управления вполне могло поспособствовать разжижению полузатвердевших хвостов в резервуаре и вызвать эрозию самой дамбы, что, вероятно, и привело к ее прорыву в трех местах с последующим полным разрушением – почти моментальным. Хотя пока еще точно не выяснено, разжижение вызвало прорывы в дамбе или ее начавшееся разрушение привело к разжижению содержимого резервуара.

Отметим, что через 4 дня после прорыва дамбы в Брумадинью полиция арестовала двух инженеров подрядной организации, которые подтвердили ее стабильность, а также трех сотрудников Vale, отвечавших за безопасность этого сооружения и его экологическое лицензирование. Но их освободили под подписку о невыезде на период расследования причин трагедии.

Обвиненная в трагедии компания Vale была оштрафована на 68 млн долларов. На ее счетах было заморожено 1,4 млрд долларов. Ее руководство пообещало закрыть 10 своих хвостохранилищ, дамбы которых были построены аналогично плотине в Брумадинью, и выплатить семьям погибших по 27 тыс. долларов.

А через две недели после трагедии в Брумадинью было приказано эвакуироваться населению городков Баран-ди-Кокайс и Итатиаюсу в том же штате Минас-Жерайс (где добывается 53% железной руды в стране), так как аудиторы отказались засвидетельствовать стабильность дамб хвостохранилищ на горнодобывающих комплексах выше этих населенных пунктов.

Если вам интересна данная тема, полный текст статьи со списком источников и литературы опубликован в электронном журнале "ГеоИнфо". ЧИТАТЬ

Заглавное фото: https://www.nytimes.com/interactive/2019/02/09/world/americas/brazil-dam-collapse.html