Трасса "Москва-Казань": очень неоднозначные перспективы

14 July

Незамеченным многими 10 июля в Елабуге прошло выездное совещание Правительства РФ, по итогам которого было принято решение о запуске строительства трассы "Москва-Казань" за счет средств Фонда национального благосостояния. Общий объём финансирования оценивается более чем в 650 млрд руб. Проект долгожданный, однако у нашего постоянного эксперта, исполнительного директора ООО «Центр сопровождения земельных отношений» Павла Мельникова есть сомнения в успешной и эффективной его реализации.

Прежде всего, он предлагает обратить внимание на следующие неопределенные моменты:

1. Реализация будет идти за счет «контрактов под ключ». Каждый может понимать, что это такое, как хочет, но в системе закупок такого нет. Возможно, речь идет об объединении в один контракт проектирования и строительства, но не эксплуатации.
2. Проект будет разбит на этапы. Возможно, по типу пусковых комплексов ЦКАД.
3. Возможно, финансирование и закупки будет осуществлять ГК "Автодор".

Кроме того, на сегодняшний день отсутствует документация по планировке территории, экспертиза результатов инженерных изысканий не проводилась, статус проектной документации не ясен. Наличие обоснования инвестиций и результаты его аудита публике не разглашаются.

"На мой взгляд, сами «контракты под ключ» имеют смысл, когда цена контракта не может увеличиваться, предусмотрены механизмы строительного контроля, авансы разбиты строго по этапам, на каждый аванс предусмотрена гарантия ограниченного круга банков, имеется гарантия качества от подрядчика на длительный период жизни сооружения", - говорит Павел Мельников. Однако для такого масштабного проекта, как трасса "Москва-Казань" это невыполнимо.

В бытность заместителем Мэра Москвы Марат Хуснуллин любил цитировать книгу «Мегапроекты» о радикальном росте сметы в ходе реализации подобных проектов. Напомним цитату: «...для крупных проектов характерны большие перерасходы средств». Правда, вторая часть этой книги про систему управления такими проектами всегда оставалась обойдённой вниманием. А такие элементы, как прозрачность и публичность, экспертное и общественное обсуждение, как правило, игнорируются при принятии таких решений. Остается наблюдать, как сработает механизм обоснования инвестиций в данном случае.

Наконец, как отмечает П. Мельников, трансформация механизма принятия решения и фактическое перераспределение полномочий внутри Правительства видна по составу участников прошедшего совещания. На нем отсутствовали куратор транспортной отрасли и ГК "Автодор" Андрей Белоусов и советник Президента Игорь Левитин. Это о многом говорит понимающим ситуацию специалистам.

Ожидаем протокольных решений Правительства по итогам совещания и решений Правительства РФ о заключении контрактов в соответствии с п.2 Правил (ППРФ от 12.05.2017 №563). А также раскрытия обоснования инвестиций и заключения технологического и ценового аудита строительства трассы "Москва – Казань".