Геоскан
127 subscribers

Антарктида глазами оператора БПЛА

241 full read

Звонок — и вам говорят, что ваши планы на Новый год отменяются. Трагедия? Для Сергея, оператора БПЛА Геоскана, скорее, большая удача, ведь он в составе Российской Антарктической экспедиции (РАЭ)* отправляется к Южному полюсу Земли! Его путешествие продлится несколько месяцев, и мы сможем вместе с ним проплыть на корабле, запустить беспилотник в полярной зоне и, возможно, увидеть императорских пингвинов.

На протяжении всей экспедиции Сергей будет делиться с нами заметками. Первый рассказ о том, как он готовился к путешествию.

Антарктида глазами оператора БПЛА

Пути людей, отправляющихся в Антарктиду, совершенно разные. Мой начался с телефонного звонка начальника полевого отдела, заставшего меня посреди дачного кооператива на окраине Выборга (тогда мы выполняли маркирование опознаков для аэрофотосъемки).

— Какие у тебя планы на Новый год?

— До этого момента думал отметить праздник в компании друзей, но, судя по всему, этот план только что отменился, да?

— Нужен человек для аэрофотосъемки в Антарктиде. Отправляетесь на корабле в начале зимы, а в Санкт-Петербург возвращаетесь весной, — связь начала обрываться, и последующие слова сжевались.

— Да.

Это всё, что я успел сказать.

«Какой-то очередной фантастический проект, — подумал я. — Вдруг звезды сойдутся, и я действительно отправлюсь в такую экспедицию! До нее еще полгода, а в нашем безумном мире всё может десять раз поменяться».

Спустя пару месяцев было проведено первое собрание для всех причастных к этой затее. План для меня был достаточно прост: собрать пачку бумажек к ноябрю.

Первая часть — проверить наличие всех необходимых прививок. Так как ранее я ездил в командировки в тропические страны, от большего количества болезней я был защищен. Так что единственное, что оставалось, — это привиться от ковида. После того как я немного повоевал с системой Госуслуг, заветный укольчик был получен.

Вторая часть — медосмотр. Сначала я ожидал какого-то отбора в космонавты. На деле это оказался обычный профосмотр, который успешно был сдан за полдня.

Часть третья — обучение. Так как на корабле, на котором планируется экспедиция, мало пассажирских мест, мне предстояло получить мореходную книжку. Для этого я прошел двухнедельный курс, включающий в себя не только теоретическую подготовку, но и практические занятия с дыхательными аппаратами и спасательными средствами в бассейне.

Арктический и антарктический научно-исследовательский институт. РАЭ — подразделение ААНИИ. Фото: @arctic_and_antarctic
Арктический и антарктический научно-исследовательский институт. РАЭ — подразделение ААНИИ. Фото: @arctic_and_antarctic

Собрав все необходимые бумажки, я пошел в РАЭ, где был направлен на последний этап бюрократической волокиты — получение паспорта моряка. С одной стороны, ничего сложного: записался и получил, как загранник. Но увы, в Санкт-Петербурге работают всего два «окна», выдающие этот заветный документ, и всё забито на несколько месяцев вперед.

Пару минут в интернете, и я нашел альтернативу — подать документы в Медвежьегорске, где находится управление «Беломорканала». Однако бюрократическая машина не могла не создать мне проблем. За несколько дней до выдачи моего паспорта сломался какой-то принтер, на сайт повесили объявление «По техническим причинам …», и потянулись долгие дни неизвестности. К тому же, очередной локдаун мог поставить жирный крест на всей этой затее. Тем не менее судьба была благосклонна, и в середине ноября удостоверение личности моряка было получено.

Дальнейшие сборы были уже проще: подобрать необходимую аппаратуру для выполнения задачи, облетать ее в условиях, близких к антарктическим (а конец ноября в Санкт-Петербурге очень похож на середину австралийского лета в Антарктиде), собрать все необходимые вещи, сдать финальный ПЦР-тест и сесть в автобус, который доставит прямо к борту судна. На нем мне и предстоит долгий путь через весь земной шар.

Антарктида глазами оператора БПЛА

*Для любознательных. Комплексная (→Советская→Российская) Антарктическая экспедиция проводится Арктическим и антарктическим научно-исследовательским институтом непрерывно с 1955 года. Судовое обеспечение проводится с помощью научно-экспедиционных судов «Академик Фёдоров» (построено в 1987 г., названо в честь академика АН СССР Е. К. Фёдорова) и «Академик Трёшников» (построено в 2012 г., названо в честь А. Ф. Трёшникова — российского полярного исследователя).

Среди задач РАЭ — метеорологическое, геофизическое и океанографическое изучение Антарктики, однако на этой территории проводят уникальные исследовательские работы и специалисты других областей. Например, в 2012 году ученые достигли поверхности подледникового озера «Восток» через ледяной покров толщиной 3769,3 м. Этот водоем, вероятно, находился в изоляции от окружающей среды на протяжении нескольких миллионов лет.

Всего об этой поездке написано четыре статьи.