Найти в Дзене
Призрачная редакция

3 великие симфонии, которые исполняются незаслуженно редко

Оглавление

Некоторые симфонии «заиграны» настолько, что их «индекс цитирования» просто зашкаливает: тема судьбы из 5-той и финал 9-той Бетховена, 40-я Моцарта и 6-я Чайковского. Но есть и «неизвестные» великие симфонии. Исполняют их нечасто, записывают — и того реже. Причина этому — всего-навсего досадное стечение обстоятельств.

Шарль Турнемир — Симфония №6 (1918)

Charles Tournemire — Symphony no. 6 (1918)

Шарль Турнемир
Шарль Турнемир

Шарль Турнемир (1870-1939) — ученик Сезара Франка, возглавлявшего класс органа в Парижской консерватории — был прославленным органистом. Однако как композитор, он не пользовался особенной популярностью. Даже сейчас, несмотря на доступность записей его произведений в iTunes и YouTube, музыка Турнемира знакома лишь продвинутым любителям классической музыки.

Между тем наследие композитора включает целых восемь симфоний, среди которых настоящей изюминкой является Симфония №6 для тенора, хора, органа и оркестра. Импрессионистские гармонии сочетаются в ней с величием и строгостью литургической музыки, трогательные партии органа и голоса — с изящным воркованием деревянных духовых. В шестой симфонии Шарль Турнемир проявил себя не только как композитор с богатейшей фантазией и великолепный мастер оркестровоки, но и как крупный мыслитель.

Вильгельм Стенхаммар — Симфония №2 (1911-1915)

Wilhelm Stenhammar — Symphony no. 2 (1911-1915)

Вильгельм Стенхаммар
Вильгельм Стенхаммар

В начале своего композиторского пути Вильгельм Стенхаммар (1871-1927) находился под сильным влиянием музыки Рихарда Вагнера и Антона Брукнера. В «немецком духе» была написана его первая симфония, от которой он позже «отрёкся». Пересмотрев свои творческие ориентиры, он в поисках вдохновения обратился к наследию скандинавских композиторов и написал Симфонию №2. 

Сей опус исполняется и записывается довольно редко, хотя музыка великолепна. В ней отчётливо слышны «северные» мотивы, очень напоминающие музыку датского композитора Карла Нильсена. Возможно, именно из-за пребывания в тени двух великих северных симфонистов — Нильсена и Сибелиуса — творчество Стенхаммара пользуется меньшей популярностью, чем того заслуживает.

P. S. О других «неизвестных» скандинавских композиторах вы можете прочитать здесь.

Моисей Вайнберг — Симфония №21 «Кадиш» (1991)

Mieczyslaw Weinberg — Symphony no. 21 "Kaddish" (1991)

Моисей (Мечислав) Вайнберг
Моисей (Мечислав) Вайнберг

В отличие от двух предыдущих композиторов, Моисей Самуилович Вайнберг не нуждается в особом представлении. Он известен как автор множества симфонических произведений, камерной музыки, опер и балетов. А за пределами круга любителей академической музыки он прославился как кинокомпозитор («Укротительница тигров», «Двенадцать месяцев», «Летят журавли», «Афоня», «Винни-Пух» etc.). 

Однако Симфония №21, посвящённая памяти жертв Варшавского гетто, едва ли входит в список часто исполняемых произведений. И это не очень справедливо. Музыка Вайнберга впечатляет своей мощью, пронзительностью и, конечно же, изобретательностью композитора. В первой части — Largo — сольная скрипка играет тему, позаимствованную из песни Густава Малера Das Irdische Leben «Жизнь земная». Потом вступает весь оркестр. Ближе к концу первой части звучание струнных прерывает фортепиано, «цитирующее» фразу из Баллады Соль-минор Фредерика Шопена. Скрипка пытается подхватить эту фразу, но у неё ничего не получается...

Послушать и пропустить через себя музыку Вайнберга — задача не из лёгких. Она бесконечно печальна, надрывна, местами зла и жестока. Зато наградой вам будет наступление катарсиса. 

А какие ваши любимые симфонии? Пишите в комментариях. Успехов!

Что-то пошло не так, и нам не удалось загрузить комментарии. Попробуйте ещё раз
Рекомендуем почитать
Как башмак стал героем песни
Текст одной из песен «Битлз» Джордж Харрисон составил из списка противоположностей. Когда мы вспоминаем о Джордже Харрисоне, то часто делаем акцент на его духовных изысканиях и стремлении к религиозным познаниям, и мы думаем, что так было на протяжении всей его жизни. Но Харрисон был также простым человеком, который временами пытался примирить эту часть себя с желанием наслаждаться земными радостями. В песне «Old Brown Shoe» 1969 года, написанной Харрисоном для Битлз, он обращается к такой двойственной природе вещей, хотя и в шутливой манере...
«Горько-сладкая симфония», или Как у Ричарда Эшкфорта отняли песню
Как известно, в Средние века понятие авторских прав было чрезвычайно гибким. Любой музыкант мог брать в свой репертуар любое произведение, трактовать и использовать его, как душе угодно. То ли дело времена буржуазные, когда копирайт стал таким же источником прибыли, как и любой другой продукт. А тут ещё в 1990-е годы началась большая мода на сэмплы — оцифрованные фрагменты чужих композиций. Иногда сэмплы не просто вставлялись кусочками, а становились основой для какой-нибудь новой песни. Об одной из таких песен и пойдёт мой дальнейший рассказ...
Уходящая натура: три темы музыкальной классики, оставшиеся в прошлом
Искусство, конечно, вечно, но при этом какой-то своей частью оно всегда привязано к конкретному моменту. Эти моменты постепенно уходят в область преданий, а музыка остаётся. Она становится для нас чем-то вроде каналом телепортации в прошлое, способом почувствовать дух ушедшего времени, а также ощутить, насколько изменился мир вокруг нас. Вот три темы, составившие целую традицию в классической музыке, но со временем канувших в прошлое. Прялка и пряхи воспеты в классической музыке разнообразно и основательно, начиная с конца 18 века, и особенно в немецкой традиции...
Следующая статья
Документы, вакансии и контакты