Некоторые симфонии «заиграны» настолько, что их «индекс цитирования» просто зашкаливает: тема судьбы из 5-той и финал 9-той Бетховена, 40-я Моцарта и 6-я Чайковского. Но есть и «неизвестные» великие симфонии. Исполняют их нечасто, записывают — и того реже. Причина этому — всего-навсего досадное стечение обстоятельств.
Шарль Турнемир — Симфония №6 (1918)
Charles Tournemire — Symphony no. 6 (1918)
Шарль Турнемир (1870-1939) — ученик Сезара Франка, возглавлявшего класс органа в Парижской консерватории — был прославленным органистом. Однако как композитор, он не пользовался особенной популярностью. Даже сейчас, несмотря на доступность записей его произведений в iTunes и YouTube, музыка Турнемира знакома лишь продвинутым любителям классической музыки.
Между тем наследие композитора включает целых восемь симфоний, среди которых настоящей изюминкой является Симфония №6 для тенора, хора, органа и оркестра. Импрессионистские гармонии сочетаются в ней с величием и строгостью литургической музыки, трогательные партии органа и голоса — с изящным воркованием деревянных духовых. В шестой симфонии Шарль Турнемир проявил себя не только как композитор с богатейшей фантазией и великолепный мастер оркестровоки, но и как крупный мыслитель.
Вильгельм Стенхаммар — Симфония №2 (1911-1915)
Wilhelm Stenhammar — Symphony no. 2 (1911-1915)
В начале своего композиторского пути Вильгельм Стенхаммар (1871-1927) находился под сильным влиянием музыки Рихарда Вагнера и Антона Брукнера. В «немецком духе» была написана его первая симфония, от которой он позже «отрёкся». Пересмотрев свои творческие ориентиры, он в поисках вдохновения обратился к наследию скандинавских композиторов и написал Симфонию №2.
Сей опус исполняется и записывается довольно редко, хотя музыка великолепна. В ней отчётливо слышны «северные» мотивы, очень напоминающие музыку датского композитора Карла Нильсена. Возможно, именно из-за пребывания в тени двух великих северных симфонистов — Нильсена и Сибелиуса — творчество Стенхаммара пользуется меньшей популярностью, чем того заслуживает.
P. S. О других «неизвестных» скандинавских композиторах вы можете прочитать здесь.
Моисей Вайнберг — Симфония №21 «Кадиш» (1991)
Mieczyslaw Weinberg — Symphony no. 21 "Kaddish" (1991)
В отличие от двух предыдущих композиторов, Моисей Самуилович Вайнберг не нуждается в особом представлении. Он известен как автор множества симфонических произведений, камерной музыки, опер и балетов. А за пределами круга любителей академической музыки он прославился как кинокомпозитор («Укротительница тигров», «Двенадцать месяцев», «Летят журавли», «Афоня», «Винни-Пух» etc.).
Однако Симфония №21, посвящённая памяти жертв Варшавского гетто, едва ли входит в список часто исполняемых произведений. И это не очень справедливо. Музыка Вайнберга впечатляет своей мощью, пронзительностью и, конечно же, изобретательностью композитора. В первой части — Largo — сольная скрипка играет тему, позаимствованную из песни Густава Малера Das Irdische Leben «Жизнь земная». Потом вступает весь оркестр. Ближе к концу первой части звучание струнных прерывает фортепиано, «цитирующее» фразу из Баллады Соль-минор Фредерика Шопена. Скрипка пытается подхватить эту фразу, но у неё ничего не получается...
Послушать и пропустить через себя музыку Вайнберга — задача не из лёгких. Она бесконечно печальна, надрывна, местами зла и жестока. Зато наградой вам будет наступление катарсиса.
А какие ваши любимые симфонии? Пишите в комментариях. Успехов!