GidrogeN - FreeRace
2 subscribers

Нужно ли в Формуле 1 отказаться от использования DRS?

Прошло уже 3 этапа нового сезона 2022 года Формулы 1, которые прошли по новому регламенту и на совершенно обновленных болидах. Появление граунд-эффекта и перестройки аэродинамики несколько изменили и правила игры. Теперь система DRS (система снижения лобового сопротивления) возможно и не так и нужна Формуле 1 для красивой борьбы?

Фото: LAT Images / Mercedes AMG F1
Фото: LAT Images / Mercedes AMG F1

Вообще, введение нового регламента по аэродинамике планировалось еще в 2021 году, но было перенесено на год из-за продолжавшейся пандемии. Регламент задуман так, чтобы повысить зрелищность гонок и увеличить число обгонов за счет более возможности быть значительно ближе друг к другу в борьбе.

Ранее при движении в непосредственной близости позади болида преследователь терял порядка 35% своей прижимной силы, и это на расстоянии до 20 метров - какая уж тут борьба. При сближении до 10 метров эта цифра потери аэродинамики достигала до 47%.

Новый регламент как раз и заточен на то, чтобы такой неблагоприятный эффект снизить и это действительно работает - посмотрите на плотную борьбу Шарля Леклера и Макса Ферстаппена в Джидде.

Естественно, когда произошли изменения, то стоит ли пересмотреть использование пилотами DRS для облегчения обгонов?

Система снижения лобового сопротивления (DRS) появилась в Формуле-1 в 2011 году. DRS был реализован как инструмент, позволяющий автомобилям совершать обгон. По сути, это регулируемое заднее антикрыло, которым управляет пилот. DRS имеет определенные условия, чтобы имелась возможность его использования с точки зрения безопасности, а преследующий автомобиль должен находиться в пределах одной секунды от впереди идущего автомобиля, когда он пересекает зону активации DRS.

Даже когда эту систему стали применять, то реакция была неоднозначной. Некоторые считали, что это решение проблемы отсутствия обгонов, в то время как другие считали, что это делает обгон слишком легким. Теперь, когда у нас, похоже, есть машины, которые могут подъезжать ближе друг к другу, наверняка это делает обгон еще проще?

Бахрейн 2022​

Во время первой гонки сезона мы видели, как Шарль Леклер и Макс Ферстаппен боролись за лидерство - до того, как Максу пришлось сойти с дистанции. Во время этой гонки мы, казалось, увидели огромное преимущество Макса над Шарлем на стартовой/финишной прямой. Время от времени Макс находился всего в пределах одной секунды, необходимой для активации DRS, но все же смог добраться до T1 первым. Однако DRS был не таким действенным, как когда он здесь впервые появился. После гонки Шарль Леклер заявил, что позволил Максу сократить отставание на стартовой/финишной прямой, так что сразу после этого у него был DRS, что позволило ему сохранить лидерство.

Конфигурация трассы в Бахрейне и зоны активации DRS
Конфигурация трассы в Бахрейне и зоны активации DRS

Саудовская Аравия 2022​

Вторая гонка сезона состоялась в Джидде, и именно здесь произошла действительно очень странная вещь. Борясь за лидерство, мы увидели, как Чарльз и Макс одновременно жестко тормозят, прежде чем подъехать к зоне активации DRS на стартовой / финишной прямой. Казалось бы, тот, кто первым войдет в последний поворот, окажется в крайне невыгодном положении и его можно будет легко обогнать. Таким образом, в результате оба гонщика сильно затормозили, пытаясь быть второй машиной, которая войдет в последний поворот. Но эта гонка была явно хороша не только за счет своих зон DRS, она показала, насколько хорошо эти машины могут следовать друг за другом. И Ferrari, и Red Bull смогли внимательно следить друг за другом на протяжении большей части круга, что было не так просто в 2021 году при прежних правилах Формулы-1.

Конфигурация трассы в Саудовской Аравии и зоны активации DRS
Конфигурация трассы в Саудовской Аравии и зоны активации DRS

Призывы к изменению DRS​

Многие болельщики начали призывать к изменению правил DRS, и эти призывы к изменениям вполне похоже стоит иметь ввиду после гонки в Альберт-Парке на Гран При Австрации, ведь здесь по сути была целых 4 зоны DRS (потом одну убрали после практики): одна вдоль главной прямой, другая между поворотами 2 и 3, третья между поворотами 8 и 9 и четвертая между поворотами 10 и 11.

Конфигурация трассы в Австралии и зоны активации DRS
Конфигурация трассы в Австралии и зоны активации DRS

Что я думаю по поводу изменений в систему DRS уже в 2022 году

Мое мнение простое - всегда считал эту систему читерской, хотя и ее наличие было оправдано. Уберите эту систему целиком, хотя бы на несколько гонок и действительно посмотрите на то, как болиды могут бороться в таких условиях. Конечно количество обгонов уменьшится, но зато и ценность обгона станет выше, ведь даже и без этой системы обгоны происходят в силу разных причин, например разный состав и свежесть шин при использовании альтернативной стратегии. Ведь действительно, с эпохой DRS команды стали реже использовать разнообразие стратегий по резине, а тут еще и правило комплекта быстрейшего круга во втором сегменте квалификации убрали наконец.

Однако отказаться от DRS без внесения изменений в конструкцию заднего антикрыла будет невозможно, ведь дело не только в самом механизме крыла, но и в его конфигурации, которая спроектирована так, чтобы максимально повысить эффективность использования системы DRS. А это все стоит денег.

  • Плюсы - Реальный обгон
  • Минусы - Меньшее количество обгонов и потенциальные финансовые последствия

Второй вариант - ограничения использования DRS. Сейчас использовать DRS можно только преследующему пилоту и только при приближении на секунду и ближе в зоне активации. А можно убрать этот лимит и при сохранении зон DRS дать возможно активации не только обгоняющему пилоту, но и обороняющемуся. Либо использовать DRS для того, чтобы поставить лучший круг в гонке в любой момент, как в квалификации.

Однако вместе с тем по этим правилам можно ограничить количество использований DRS за гонку, как например это работает в DTM - типа push-to-pass.

  • Плюсы - позволяет водителю впереди защищаться и тактически использовать DRS
  • Минусы - по-прежнему не решает проблему потенциального преимущества DRS

Ну и третье - можно ничего не менять. Пока у нас всего три гонки в сезоне, удаление DRS или изменение способа его использования может быть потенциально несправедливым. Было 77 обгонов в Бахрейне и 33 обгона в Саудовской Аравии - большинство из этих обгонов были бы с помощью DRS. Это означает, что DRS уже влияет на количество очков, которые вошли в копилку определенным гонщикам, включая Макса Ферстаппена, который, возможно, не выиграл бы гонку в Джидде без DRS.

Нравится вам это или нет, но DRS действительно предоставляет больше возможностей для обгона, а без DRS обгонов будет меньше. Меньшее количество обгонов может повлиять на привлекательность самих гонок для болельщиков, особенно на аудиторию, которая знакома с Формулой 1 только с DRS. В результате, это может повлиять на Формулу-1 с финансовой стороны: меньше болельщиков будут смотреть Формулу-1 и меньше компаний, готовых инвестировать в автоспорт.

Наконец, оставление DRS как есть позволяет FIA оценить весь сезон и правильно сформулировать план на 2023 год, если они решат каким-то образом изменить DRS в будущем.