Самая южная железная дорога на планете

Когда-то писал про наше с gunter_spb, он же писатель Андрей Мартьянов, по ней путешествие, но неплохо поподробнее - и фото побольше.

 Паровоз "Porta". Реплика 1994 года английского паровоза 1909 года постройки.
Паровоз "Porta". Реплика 1994 года английского паровоза 1909 года постройки.

Она на Огненной земле находится, в аргентинской части. Недалеко от Ушуаи начинается железная дорога в район озера Фаньяно, в национальный парк Parque Nacional Tierra del Fuego . В территорию парка включено озеро Рока и часть озера Фаньяно. Южная часть национального парка — северное побережье пролива Бигля. Мы и решили прокатиться в национальный парк на реликтовом поезде. Не сказать, чтобы это слишком сильно далеко от Ушуаи, но по другую сторону гор.

Поезд везет людей на работу, 1906
Поезд везет людей на работу, 1906

 Железная дорога - окончание в порту Ушуайи.
Железная дорога - окончание в порту Ушуайи.


В конце 19-го века в Ушуайя на Острове Огненная земля была каторга, первые заключенные прибыли сюда в 1884 году. В 1902 году началось большое строительство, поэтому была построена железная дорога для доставки песка и древесины.

Заключенные идут на работу.
Заключенные идут на работу.

Колея была менее метра - 923,5 мм (3 фута 3 и 3/8 дюйма).В 1909-1910 годах линия была модернизирована, перестроена под узкую колею 600 мм (1 фут 11 и 5/8 дюйма). Она связывала каторжный лагерь в лесах у озера Фаньяно с городом Ушуайя, который приобрел важное значение как порт и быстро рос. Поезд был известен как «Поезд заключенных» (Tren de los Presos) .

Расчистка путей от снега.
Расчистка путей от снега.

А это уже пассажирский состав в 1930 году.
А это уже пассажирский состав в 1930 году.


Железная дорога постепенно расширялась в более отдаленные районы: древесина у самой Ушуайи была вырублена. Путь тянулся по долине реки Пипо.

 Поезд везет заключенных с работы в тюрьму.
Поезд везет заключенных с работы в тюрьму.

Обслуживание локомотива, обратите внимание на полосатую одежду: эти люди - каторжники.
Обслуживание локомотива, обратите внимание на полосатую одежду: эти люди - каторжники.

В 1947 году тюрьму закрыли, дорога перешла в ведение ВМФ Аргентины, однако значение потеряла. В 1952 году ее закрыли.


А в 1994 году колею перестроили на ширину 500 мм и дорога стала работать как туристическая.
Естественно, такое интересное место не могли не посетить.
На поезд едва успели, их всего три в день ходит: в 9.30, в 12.30 и в 15.00

Маленькие вагончики и маленький паровозик. Вагончики по габаритам напоминают детские составы на ВДНХ.
Все в окружении прекрасных гор.

Отправились.

Вскоре остановились, и команда паровоза начала что-то бурно обсуждать.

Снова поехали, пар тянется шлейфом вокруг. Сложивший на груди руки Пиночет во тьме вагона - кондуктор.

Снова остановка и совещание.

Наш паровоз отгоняют вперед, подходит еще один.

Красненький зовется Zubieta. Построен он в 2006 году в Южной Африке по мотивам южноафриканских паровозиков начала двадцатого века.


Как выяснилось, по дороге паровозик сломался и его теперь меняют.

Кстати, хорошо внутренности вагона видно.

Этот сломавшийся зелененький - построенный в 1995 году в Англии фирмой Winson Engineering паровоз Camila, копия паровозов самого начала двадцатого века на линии Lynton & Barnstaple Railway.

 Машинист.
Машинист.

Снова поехали.

А потом прибыли на станцию, где пошли в лес - смотреть маленькие водопады.
Это Гунтер.
А вот и я:

Щелкнул на длинной практически с рук, кстати.

Это место называется "Кладбище деревьев"

Мы предположили, что кондуктора зовут Себастьян Перейра, и, как оказалось, не зря.
Я тщательно распросил его, как нам вернуться, и он заявил, чтобы мы через 40 минут приходили на поезд.
Погуляли по национальному парку, бо японцев, которые составляли основную часть прочих пасажиров, увезли на автобусах вместе с немногими белыми (мы попали на поезд малость неорганизованно), и стали ждать поезд.
Самое забавное, мы понимали, что поезд не вернется
Собственно, подождали для порядка, и решили, что сегодня день отдыха, посему можно обойти горы (не лезть же, я на вершине вчера сломал бленду!), прокляли Себастьяна Перейру - и пошли через патагонские прерии, тундры и фавелы.

Вообще, честно говоря, там безумно красиво.

Горы упорно не приближались.

Где-то в этом лесочке я почувствовал аллергический приступ - единственный раз за все время южноамериканского бродяжничества.

Через какое-то время (пара-тройка километров по офигительно красивым местам) - мы вылезли на дорогу в Ушуаю. Малость обсудили, кто последний автостопил, в процессе обсуждения вылетела полугрузовая джипа, которая тормознула на наши большие пальцы.
Мы радостно влезли - в джипе сидели индейцы. Туземцы. Но добрые католики, которые не только нас взяли на борт - но и тормознули еще через полкилометра, чтобы подобрать двух француженок, также весело шедших до цивилизованной Антарктики.
Гм... мы ведь джентльмены - пересели в кузов....

Вот это класс - а японско-американские пакетники едут автобусами экскурсионными....

Гунтеру сильно дует, но он проявляет стойкость.

А я с самого начала закутался в куфию (штука страшно удобная для тех, кто ее носить умеет, а я учился у бедуинов), уселся на ящик с запчастями и кайфовал.

К позднему вечеру вернулись в Ушуайю.

Это - копия одного из многих постов в моем ЖЖ - gillederais.livejournal.com