Бухгалтерский аутсорсинг: плюсы и минусы

В России растет число предприятий и организаций, пользующихся бухгалтерским аутсорсингом. Но не все решаются передать бухучет сторонней компании. Каждое предприятие или компания имеет свои потребности, поэтому нужно знать обо всех плюсах и минусах аутсорсинга, чтобы принять верное решение.

Аутсорсинг бухгалтерских услуг — передача ведения бухгалтерского учета организации сторонним специалистам. Делается это для оптимизации бизнес-процессов — компания получает возможность сконцентрироваться на основном бизнесе, снизить финансовые риски и, что немаловажно, сократить финансовые затраты.

Иногда аутсорсинг бухгалтерии путают с привлечением внештатного бухгалтера. Это в корне неверно, поскольку аутсорсинг представляет собой передачу регулярных функций, а внештатный бухгалтер в основном выполняет эпизодические задачи.

Еще один фактор, положительно влияющий на развитие бухгалтерского аутсорсинга, — постоянное усиление администрирования в сфере налогов. Государство регулярно усложняет учет и отчетность, увеличивает штрафы даже за незначительные ошибки. Это приводит к тому, что компании и индивидуальные предприниматели стремятся снизить риски и начинают искать надежных поставщиков бухгалтерских услуг.

Плюсы аутсорсинга

№1: Значительная экономия. Это – преимущество аутсорсинга бухгалтерии. Каждому сотруднику нужно отдельное рабочее место. Предварительно его нужно оборудовать, закупив стол, компьютер и другую оргтехнику, а также установить набор необходимых программ. Помимо этого, за каждого сотрудника нужно делать существенные налоговые отчисления. Аутсорсинговая компания уже имеет всю нужную для выполнения бухгалтерских функций технику, а оплата удаленной бухгалтерии – это расход, на который заказчик может получить вычет НДС.

№2: Бухгалтерия без ошибок. Обычно штатный бухгалтер вынужден сам проверять качество своей работы. Но при таком подходе можно выявить далеко не все ошибки. Дело тут не в квалификации и не в личностных качествах бухгалтера, а в обычном человеческом факторе. В аутсорсинговых компаниях это проблема решается с помощью системы внутреннего контроля, когда работу одних сотрудников проверяют другие. Аутсорсеры финансово заинтересованы в том, чтобы выполнять свою работу без ошибок. Ведь по условиям договора об оказании своих услуг они несут за них материальную ответственность.

№3: Юридический опыт. Сегодня для успешного ведения учета бухгалтеру мало знать план счетов и ПБУ. Главная задача современного бухгалтера – дать достоверную оценку экономическому факту. Для этого нужно обладать не только бухгалтерскими навыками, но и достаточным юридическим опытом и квалификацией. Далеко не всегда штатный бухгалтер имеет такой «расширенный функционал», а если имеет, то это отражается на его требованиях к заработной плате.

№4: Дополнительные услуги. Помимо ведения бухгалтерского и налогового учета, аутсорсинговые компании очень часто оказывают и сопутствующие услуги, а именно ведение кадрового учета и юридическое сопровождение сделок. Штатный бухгалтер далеко не всегда может взять на себя решение этих задач. А нанимать дополнительных специалистов – значит увеличивать свои расходы.

№5: Отсутствие личностного фактора. Нередко руководитель становился заложником главного бухгалтера. При аутсорсинге такие ситуации полностью исключены. Стоит также отметить, что бухгалтер-аутсорсер не подвержен карьерному синдрому. Он проявляет только профессиональную заинтересованность в достижении наилучшего результата для заказчика, тогда как штатный бухгалтер нередко привносит в рабочий процесс свои личные интересы.

№6: Конфиденциальность. Заключенный договор должен включать пункт о неразглашении информации. Ведь все финансовые данные, которые получает аутсорсер, фактически составляют коммерческую тайну и не должны разглашаться и становиться доступны посторонним лицам. Представим ситуацию, когда конкуренты намеренно хотят выведать бухгалтерские тайны компании. При аутсорсинге это будет крайне затруднительно, а штатный бухгалтер компании всегда на виду.

Минусы аутсорсинга

№1: Отсутствие контроля. Заказчиков очень часто беспокоит то, что они лишены возможности в реальном времени контролировать работу аутсорсеров. Но в большинстве случаев аутсорсинговые компании стараются сделать свою работу максимально прозрачной. Можно в любой момент позвонить по телефону и потребовать отчет или написать письмо с соответствующими вопросами. В некоторых компаниях заказчикам предоставляется удаленный доступ в систему, в которой производится ведение бухучета, или доступ в CRM.

№2: Не учитывается специфика бизнеса. Многие руководители опасаются, что аутсорсеры не станут вникать в специфику их бизнеса. Но тут нужно отметить, что бухгалтерский учет – это универсальная система сбора, обработки и учета фактов хозяйственной деятельности. К тому же обычно штат аутсорсинговых компаний укомплектован бухгалтерами, которые имеют опыт работы в различных сферах бизнеса.

№3: Законодательство. До сих пор в законодательном плане аутсорсинг несовершенен. В российских законах отсутствуют нормы, прямо регулирующие отношения сторон по договору аутсорсинга. Даже само понятие «аутсорсинг» также не закреплено. Поэтому остается только внимательно вычитывать договор. В нем нужно четко сформулировать цели, задачи, условия сотрудничества, процедуру деятельности и создать организационные регламенты.