Кто отвечает за качество коммунальных услуг по новым правилам?

Собственники квартир получили право перейти на прямые договоры с РСО. Но стоит ли пользоваться этим правом? Как раз вопрос об ответственности за качества коммунальных услуг доказывает, что лучше с этим повременить. Почему?

С вопросом об ответственности за качество коммунальных услуг теперь все не так просто, как было раньше. До изменений дело обстояло так: за качество коммунальных услуг перед собственниками квартир отвечала управляющая организация. Если в плохом качестве была виновата РСО, то управляющая организация могла потребовать возмещения от РСО, но перед собственниками отвечала все равно управляющая организация. Это правило сохраняется и сейчас, если собственники не перейдут на прямые договоры.

Прямой договор - кто несет ответственность?

Но что будет, если собственники перейдут на договоры с РСО? Давайте вчитаемся в новую редакцию части 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса РФ: управляющая организация несет ответственность за качество коммунальных услуг или, в случаях установленных в статье 157.2 Жилищного кодекса, за обеспечение готовности инженерных систем. Итак, если собственники перешли на прямые договоры с РСО, то управляющая организация не отвечает за качество коммунальных услуг. Заметьте, это не означает, что отвечать за качество будет РСО.

Фактически сейчас не предусмотрено, кто отвечает за коммунальные услуги, если собственники перешли на прямые договоры с РСО. Да, есть новая часть 11 статьи 161 Жилищного кодекса, которая предусматривает, что управляющая организация и РСО должны взаимодействовать при поступлении жалоб на качество услуг. Но это только благое пожелание, а не ответ на вопрос: кто отвечает за услуги.

Формально можно применить пункт 21 Постановления Правительства от 06.05.2011 №354: ответственность РСО и управляющей организации определяется границей эксплуатационной ответственности в отношении инженерных систем дома. Но, как мы видели, в законе прямо сказано: есть прямой договор с РСО – управляющая организация не отвечает за качество коммунальных услуг ни в каком случае. Получается, что РСО отвечает за качество услуг до внешней границы стены дома, а если качество нарушено из-за неполадок во внутридомовой системе, то никто отвечать именно за качество услуг не будет.

Решить эту проблему можно так. Раз договор будет с РСО, то исполнителем коммунальных услуг будет РСО. Поэтому и ответственность за качество услуг, предусмотренная для исполнителя пунктом 149 Постановления Правительства, будет нести РСО. Даже если качество услуг было нарушено из-за действий управляющей организации, ответственность перед собственниками все равно будет нести РСО. Такой вывод вполне возможен. Однако пока нет наработанной практики по этому вопросу и нет разъяснений Минстроя никакой уверенности в правильности такого подхода нет.

Вот почему собственникам не стоит спешить с переходом на прямые договоры с РСО. Надо подождать, пока Правительство изменит свои постановления, которыми регулируются вопросы ответственности.

Ставьте лайк и подписывайтесь на мой блог, если хотите лучше понимать, как нам оказывают услуги ЖКХ. Я юрист и занимаюсь ЖКХ уже 10 лет, теперь веду этот блог для вас.