Кёктюрк - небесные тюрки

В русских народных преданиях – это страна Беловоье, страна свободы. Ассоциируется с ирием – раем древних славян. К нему восходит образ текущей с неба «молочной реки с кисельными берегами». Исследовавший вопрос Николай Рерих утверждал, что легенда пришла от алтайских народов и связана с буддистскими преданиями о Шамбале. Тут я не согласен с Рерихом. Предание о Шамбале имеет общий корень в религиях глубокой древности, времен Северных Патриархов. Это общее воспоминание о Лукоморье из совсем древней истории, когда еще не было степей, а огромное море простиралось от Алтая до Альп. Тогда меж белых вод на многочисленных островах, заливах и луках располагалась прекрасная страна Смоковница, названная так в честь храмов с маковками похожих на космические корабли, устремленные в небо. Потом это море высохло, а ее дно стало Великой степью. На месте Лукоморья сегодня остатки древних кораллов в Воронежской и Белгородской областях. Здесь шелестит ковыль, а белогорья кишат гадюками. Здесь бесконечные просторы, а на горизонте миражи диких тачанок скифов.

В 552 году в Сибири возникло новое государство Тюркский каганат, которое по своим размерам и силе претендовало на роль новой к этому времени давно растворившейся во времени Великой Араты – страны властителей колесниц. Создан Тюркский каганат племенным союзом тюркютов во главе с правителями из рода Ашина. К концу VI века тюрки контролировали китайскую Маньчжурию, Монголию, Алтай, Туркестан, Казахстан и Северный Кавказ. Данниками тюрков были Сасанидский Иран, китайские государства Северное Чжоу, Северная Ци. В 576 году тюрки отторгли от Византии полуостров Крым. Тюркский каганат просуществовал очень недолго, с 552 по 603 годы. Но из него выходят свою родословную многие народы: от современных казахов до турков. Да и история евреев-ашкенази тоже связана с этим государством. Захват Крыма стал началом заката истории тюрков.

Уже несколько тысячелетий, как Арал разделился с Каспием и открылись огромные степные просторы недавно бывшее морским дном, по степи кочевало множество племенных родов. Только сказатели хранили эпосы о Семиречье, их родине - центре Великой Араты, уже мифического государства в Восточной Европе. Уже тысячелетия не было арийских великих воинов и мыслителей, но народное предание продолжало хранить память о них. Между тем в степях возникло новое Семиречье - географическая область в Центральной Азии, между озёрами Балхаш, Сасыколь и Алаколь, хребтом Джунгарский Алатау на юго-востоке и хребтами Северного Тянь-Шаня на юге. Семь главных рек, от которых произошло название: Или, Каратал, Биен, Аксу, Лепси, Баскан и Сарканд. Это была историческая копия Семиречья на притоках Дона из арийского прошлого.

Рыжие Усуни - предки тюрков

Тюрки возникли из индоевропейского племени, которое китайцы назвали Усуни. Историю этого народа можно проследить, начиная с II в. до н. э. В свое время европейцы, посланники древней Араты, завоевали Китай. Прибыли они в Китай и Среднюю Азию, как и все индоевропейцы, в давние времена из Восточной Европы. По описаниям китайцев усуни были среднего роста, имели голубые глаза и рыжие волосы.

Первоначально усуни жили в районе провинции Ганьсу по соседству с юэчжами, а затем из-за раздора с ними в 160 году до н. э. переселились в среднеазиатское Семиречье. В I в. до н. э. их численность достигала 630 тыс. человек. Основная территория усуней располагалась в Илийской долине. На востоке они имели общую границу с гуннами, а на юге их владения граничили с Ферганой. В 170-х годах до н. э. вождь хунну Модэ разбил усуней и присоединил Восточный Туркестан к своему государству. В 75 году до н. э. усуни разорвали союз с хунну, которые в свою очередь провели карательный рейд против усуней, захватив часть их земель и много пленных. Однако это только подтолкнуло усуней на союз с китайцами.

Склоняясь к упадку, держава хунну стала переживать постоянные смуты и междоусобицы. В 71-50 годах до н. э. усуней возглавил хан Унгуйми, который смог консолидировать власть и одержать несколько побед, захватив почти весь Восточный Туркестан. Столица усуней Чугучэн (город Красной долины) находилась на берегу Иссык-Куля. (современное село Кызыл-Суу Кыргызстана).

В центре Евразии к этому времени получила широкое распространение Манихейство, учение, возникшее в III веке в государстве Сасанидов (на территории современного Ирака). Учение Мани было составлено в основном из христианско-гностических представлений, однако впитавшим большое число заимствований из других религий — учения древнего пророка Заратуштры, буддизма. Манихейство было напрямую связано с западными и восточными учениями, для которого было характерно представление о вселенском характере истинной религии, которое проходит через скрытую и явленную стадии. К IV веку манихейские общины существовали почти на всей территории Римской и Сасанидской империй и в окрестных странах. Римские власти с манихейством боролись. В этот же период в государстве Сасанидов началась борьба со всеми неозороастрийскими религиозными организациями, из-за чего центр религиозной организации Ману был перенесён в Самарканд. Манихейство под видом буддийской секты сохранялось в Южном Китае вплоть до начала XVII века.

В XVIII- XIX веках Беловодье обрело у староверов реальный образ - долины рек Бухтарма и Катунь на Алтае. Здесь селились приверженцы старого христианского православия, скрываясь от гонений московского правительства. Так возникли бухтарминские каменщики - этнографическая группа русских, сформировавшаяся на Юго-Западе Алтая. Формировалась они из семей старообрядцев, преимущественно беспоповцев поморского согласия.

Однако еще задолго до этого в Средневековье в Западной Европе среди крестоносцев было распространено мнение о существовании в глубине Евразии обширного христианского царства пресвитера Иоанна, - в русской литературе он назван царь-поп Иван.

С 1165 года в Европе стало распространяться письмо от пресвитера Иоанна - короля Индии императору Византии Мануилу I Комнину. В письме упоминалось, что королевство несторианских христиан до сих пор существует. В 1177 году Папа Римский Александр III даже отправил послание Иоанну пресвитеру со своим эмиссаром Филипом. О дальнейшей судьбе Филипа ничего неизвестно, предположительно, он не вернулся из своего путешествия.

После потери владений крестоносцев в Палестине слухи о пресвитере Иоанне утихают, но они возрождаются с появлением авангарда армии Чингисхана в Персии и Армении. Монгольского хана Хулагу считают то пресвитером Иоанном, то сыном его Давидом, а монголов - христианами. Справедливости ради стоит отметить, что к этому времени в Средней Азии уже была богатая история христианства. Историк, мой земляк, Лев Гумилев считал, что исламу в Средней Азии предшествовала религия, которую он называл древней религий тенгрианства. Скорее всего мы имеем дело с учением Ману, которое просуществовало вплоть до принятия потомками Чингисхана ислама. Все это эхо древнейших культов Дэвов с реки Дон. Именно там зарождались великие религии во времена первосвященника Мелхиседека, пророка Авраама, пророка Одина, пророка Заратуштры. Сама религиозная система Единобожия раньше у индоевропейцев называлась Анъ. Название системы сохранилось и по сей день у тюрков Алтая.

После раскола русской церкви в 1666 году на Алтай вновь хлынули христиане из Восточной Европы, которые смешивались с древними тенгрианцами, эстетика церквей и образ жизни которых очень напоминал исконно русские. Некоторые группы старообрядцев в поисках Беловодья уходили намного дальше вглубь китайской территории, и даже переправлялись в Северную и Южную Америку.

Однако за много веков до этого появившиеся здесь в V веке отряды жужаней вынудили усуней перенести свои поселения из степи на Тянь-Шань.

Древние кузнецы

Среднеазиатское Семиречье и Восточный Казахстан стали окраинами государства жужаней. Жужаньский каганат — это союз кочевых народов, которые господствовали в степях северного Китая в промежутке между исчезновением хунну в IV веке и возникновением Тюркского каганата в VI веке. Их религия тоже тенгрианство. Распространена точка зрения, что откочевавшие в середине VI века в Европу авары были в свое время частью жужаньской конфедерации. В 402 году правитель жужаней первым среди степных народов принял титул кагана. Но в это время на Алтае, начинает формироваться сила, способная противостоять жужаням.

По легенде, от царевича усуней и волчицы появился род Ашина. Они жили в горах Алтая, их было всего несколько сотен семей. Считается, что их вождь Ашина Асяньше был вассалом жужаньского кагана. В середине V века Ашина поселились на южной стороне Алтая и стали добывать железо для жужаней. Именно подданные Ашина стали впоследствии называться тюрками. Скорее всего, название «тюр» происходит от индоевропейского «тур» - бык. Как память об эпохе Велеса – лесного быка. Еще один татам Велеса – волк. Или Тор - топор, молот. Торой у евреев называется книга Завета. Это название из очень архаичного арийского прошлого. На знамёнах рода Ашина изображена вышитая золотом волчья голова. Каганская гвардия Вури — волки. У них смерть в бою считалось лучшей смертью для мужчины.

В 545 году вспыхнуло восстание против жужаней, во главе нового государства встал тюрок Бумын. После смерти Бумына в 552 году престол занял его сын, принявший титул Кара Иссык каган, который нанёс полное поражение жужаням. Правда после победы каган погибает при загадочных обстоятельствах. После него государство возглавил его брат Мукан-каган. В 553 году жужани были вновь разбиты, и тюрки стали хозяевами всей степи к востоку от Алтая. Уже в 555 году войска тюрков достигли Аральского моря. К 558 году тюрки вышли к реке Волга, но не стали её переходить. Так, за короткий срок была создана гигантская империя, охватывающая территорию от Волги до Хинганских гор. Каганат стал контролировать значительную часть Великого Шёлкового пути. Естественно, сразу в политической жизни каганата стали участвовать иудеи, контролировавшие сухопутные торговые пути из Европы в Китай.

После заключения в 568 году византийско-тюркского союза Иран обязался выплачивать каганату дань в размере 40 тысяч золотых динаров ежегодно и не препятствовать торговле. Однако уже в 575 году Иран и Византия объединились против тюрков. В ответ на это в 576 году тюркские войска разгромили на юге Руси вассала Византии — царство росов в устье Дона, вторглись в Крым. Таким образом был установлен контроль над всеми сухопутными и речными мировыми торговыми путями, что обеспечивало тюркской знати огромные прибыли от караванной торговли между Китаем и Европой.

К 576-577 годам Тюркский Каганат разбивает китайское государство Северное Ци. Еще одно китайское государство Северное Чжоу выплачивает ежегодно Тюркскому Каганату дань в 100 тысяч кусков шелковой ткани.

Деградация тюрской империи

Государства, которые получают «нетрудовые доходы» от территориальных рэндов или от добычи полезных ископаемых, как показывает история, быстро деградируют. Жизнеспособность нации определяется только волей и энергией ее жителей. Все остальное только во вред. После смерти Тобо-хана в 581 году в Тюркском каганате начались междоусобицы. В 603 году Тюркский каганат распался на Западно-тюркский каганат, от которого вскоре отделилась иудейская Хазария, и Восточно-тюркский каганат.

Иудейская Хазария безбедно просуществовала до 964 года, когда сын Ольги киевский князь Святослав освободил от хазар славянское племя вятичей, а в следующем 965 году разбил хазарское войско с каганом во главе и захватил хазарский город Саркел. Тогда же был захвачен и Самкерц (Тмутаракань) - древняя гавань «людей моря – росов». Святослав вернул утерянные его отцом древние гавани, обеспечивающие росам убежище несколько тысяч лет. В 969 году он с войском спустился вниз по Волге в земли иудейской Хазарии и, действуя в союзе с огузами, разгромил столицу Хазарии город Итиль. Этот момент считается концом независимого Хазарского государства. Иудеи, хранители Торы (Ветхого Завета), были рассеяны. Дорога на восток пилигримам Нового Завета была открыта. В 1015 году внуки Ольги пилигримы Борис и Глеб, под монашескими именами Ефрем и Аркадий Новоторжские, открывают на реке Тверца первый странноприимный дом Торжок для пилигримов Новой Торы, а у впадения Тверцы в Волгу закладывают Детинец – крепость христианских отроков Тферь (ныне Тверь). Северные христианские братства становятся прообразами рыцарских орденов, которые через несколько лет из Европы двинутся на восток освобождать Гроб Господне. К этому времени тюрки в своей массе примут ислам.

Геннадий Климов