По какой причине скорость на море измеряется в узлах

31.07.2018

Не одно десятилетие прошло со дня спуска на воду первого судна, но и сейчас мало, кто вспомнит, по какой причине корабельную скорость решили измерять в узлах. Все гениальное оказалось простым: все дело в том, что в древние времена не существовало систем навигации, при помощи которых моряки могли бы ориентироваться в пути и узнавать скорость судов. Тогда было решено взять за основу широту и долготу. С широтой дела обстояли несколько проще, чем с долготой, т.к. ее можно было вычислить благодаря полярной звезде. А с долготой приходилось помаяться, ибо определить, насколько далеко корабль удалился от места с уже известной долготой, было затруднительно. И тогда родилась замечательная идея: создать специальное устройство, позволяющее вычислять долготу. Это устройство назвали «Лагом», а выглядело оно достаточно просто: бревно да веревка. Лаг отправлялся в воду, а экипаж корабля ожидал, когда веревка натянется. Кроме того, все бревно опоясывали особые узлы, служившие своего рода измерителем скорости. Один из моряков, в руках которого находилась веревка с узлами, ослаблял ее и ждал, сколько же узлов успеет проскочить за конкретный период времени. Эта информация передавалась дальше, что позволяло вычислить скорость судна.

В настоящее время бревном скорость уже никто не измеряет, но традиционное название «узел» осталось.