Литовский Вал Кенигсберга

18.01.2018

Литовский Вал - система вальных городских укреплений от Верхнего озера до р. Преголя (сейчас мы пойдем в обратном направлении К озеру). В 1626 году началось строительство первого вального укрепления. К этому времени на территории Литовского вала было построено 8 земляных бастионов, трое деревянных ворот: Закхаймские, Росгартенские и ворота Нойе Зорге, а также 2 полубастиона. Вскоре после этого и улица, проходившая параллельно с Литовским валом получила его название. Строительство второго вального укрепления началось лишь в 1843 году. И его положение на территории Литовского вала совпадало с первым. Во втором вальном укреплении содержалось меньшее количество бастионов. Всего их насчитывалось 4: Обертайх, Грольман, Купфертайх, Прегель. Но их размеры были довольно велики. Городские ворота сохранили свое количество, название и местоположение, только ворота Нойе Зорге, получили новое название - Королевские. После того, как укрепления потеряли свое оборонное значение, главный вал превратили в парковую зону.

На небольшом участке от Закхайских до Королевских ворот есть жилые дома. Тоже сумрачный германский гений

Ничего лишнего, все очень строго и просто

Интересно было бы побывать внутри. Я слышала, что где-то были многоэтажные немецкие дома, в которых туалеты были в подвалах! Так что Европа-то тоже не баловала

Перед Королевскими воротами стоит небольшой редюит. Сейчас он известен тем, что в нем расположен неплохой пивняк

а раньше

Королевские ворота - самые красивые в Кёнигсберге. Это четвёртые ворота на этом месте - первоначально на этом месте находились Кальтхофские ворота. В 1717 году они были снесены, а во время вхождения Кёнигсберга в состав России во время Семилетней войны ворота на этом месте были построены заново русскими инженерами. Эти ворота первоначально назывались Гумбинненскими, в Гумбиннен (Гусев) вела шедшая через них дорога. В 1811 году ворота были переименованы в Королевские, по названию улицы, на которой они находились (нем. Königstrasse). Название же улицы связано с тем, что по ней следовали прусские короли, направлявшиеся из кёнигсбергского замка на войсковые смотры в предместье Девау.

Ворота украшают фигуры трех "королей" (Фридриха I, герцога Альбрехта и Оттокара II) , хотя Альбрехт не король.

С ними тоже связано много и грустного, и забавного. После войны им отбили головы, и вообще, калининградские власти пытались уничтожить ворота, как памятник прусского милитаризма, всеми доступными способами. При том, что во время войны они почти не пострадали.

Поворотным событием в истории ворот стало празднование семисотпятидесятилетия Кёнигсберга, которое отмечалось в 2005 году. Королевские ворота стали не только одним из многих объектов, отреставрированных к юбилею, именно это сооружение стало главным символом юбилея.

Юбилейный символ представлял собой силуэт ворот на фоне российского флага с надписями"Калининград 750".

Осенью 2004 года из федерального бюджета для реставрации ворот было выделено 20 миллионов рублей, однако потом стоимость увеличилась более чем вдвое, до 49 миллионов рублей.

... Ход реставрации ворот курировался на самом высоком уровне, так как оргкомитет по подготовке празднования 750-летия Кёнигсберга возглавлял министр экономики РФ Герман Греф. В феврале 2005 года он заявил, что если к 3 июля (последний день юбилейных торжеств) ворота не будут полностью отреставрированы, то рядом с ними для чиновников, ответственных за реставрацию, будет установлена Королевская виселица. (с)

В воротах сейчас размещается филиал музея Мирового океана (музей хороший, мы в него ходим годами, надо уже как-нибудь будет и про него написать), но упс!

И тут начинается собственно Литовский Вал

В начале сохранившегося вала - потерна.

Настоящая! Поте́рна (фр. poterne) - подземный коридор (галерея) для сообщения между фортификационными сооружениями, фортами крепости или опорными пунктами укрепленных районов. Вид потерны изнутри - длинный коридор с переборками на входе и выходе. Потерны часто находились в скрытом месте, что позволяло осаждённым приходить и уходить незаметно. В случае осады, защитники могли делать незаметные вылазки и атаковать осаждающих. Потерны небольших фортов могли использоваться, как казематы для отдыха солдат.

Приспособлена, как и все в городе, для полезного

Вал вполне себе широкий. Не знаю как насчет разъездов конных, а люди там вполне разойдутся

Все изрезано ходами и укреплениями. Хоть и середина дня, и я в центре города, но все равно одной там стремно

Книжный магазин - не самое худшее, что может быть :(

Снаружи вала - система прудов, протекает Крепостной ручей

Спустилась даже к шлюзу

Все красивое, крепкое - немецкое еще

Надо бы забраться обратно на Вал. В принципе, леХко. Ну залезла, конечно, там правда удобно, по корням.

Следующее большой сооружение на валу - бастион Грольман, построен "подковой"

Он очень красивый, но уже много лет в нем автобаза

А напротив него "в городе" стоит совершенно шикарная укрепленная казарма "Кронпринц". Настоящая крепость!

Там тоже сейчас и кабак, и какие-то учебные заведения - все впремешку.

Литовский Вал, справа Кронпринц, слева Грольман

На этом кусочке вала даже сохранилась брусчатка.

И здесь я даже встретила двух тетушек-туристок, причем таких... на вид лет по 70! Сказала им, как идти дальше, в принципе, если там не скакать козлом, то можно спокойно дойти поверху до Королевских ворот.

Последний бастион здесь Обертайх

Гггг, ну дааа, конечно!

И вот уже площадь Василевского. А за ней следующий кусок укреплений - две сказочные башни.