Монета, за обладание которой можно лишиться свободы

766 full reads
939 story viewsUnique page visitors
766 read the story to the endThat's 82% of the total page views
1,5 minute — average reading time

«Двойной Орел» 1933 года - золотая монета США номиналом 20 долларов.

8 июня 2021 года аукционный дом Sotheby’s представил на своих торгах легендарную золотую монету «Двойной орел» США, отчеканенную в 1933 году. Эта монета ранее установила мировой рекорд цены, когда в предыдущий раз была продана на аукционе в 2002 году. Это единственный образец, который официально разрешен правительством США к частному владению. В этот раз этот редкий Двойной Орел будет предлагаться с оценочной ценой в 10 - 15 миллионов долларов, однако все ждут, что на предстоящих торгах будет установлен новый мировой аукционный рекорд.

Знаменитая золотая монета 20 долларов США «Двойной орел» 1933 года имеет богатую и увлекательную историю в нумизматике Соединенных Штатов Америки, и возможно, во всем мире. Здесь есть все: кража, расследование секретной службы, поездки в экзотические места, геополитическая напряженность, необъяснимое исчезновение и рекордные цены на аукционе.

Монета, за обладание которой можно лишиться свободы

Согласно законам США, монетный двор может самостоятельно изменять дизайн монет, которые находятся без изменений в обращении более 50 лет. Во время президентства Рузвельта было пять монет с номиналом в 1 цент, 2.5, 5, 10 и 20 долларов, дизайн которых можно было изменить без разрешения Конгресса. Изображения на золотых 10 и 20 долларовых монетах было поручено разрабатывать американскому скульптору Огастесу Сент-Годенсу. До него еще не было прецедента, когда дизайн монет был разработан кем-либо не из служащих монетного двора.

27 декабря 1904 года президент Теодор Рузвельт в письме министру финансов США Лесли Мортимеру Шоу указал: «Я думаю, что состояние наших монет с художественной точки зрения отвратительно и ужасно. Возможно ли, не запрашивая разрешения у Конгресса, нанять такого человека, как Сент-Годенс для работы, по приданию нашим монетам большей эстетической привлекательности?». По настоянию Рузвельта директор монетного двора Джордж Робертс попросил Сент-Годенса разработать дизайн новых монет, и тот дал своё согласие.

Чарльз Барбер, который в то время был главным гравером Монетного двора США, неохотно решил принять его, так как у него было много сомнений в практической возможности применения высокого рельефа при его промышленном производстве. Однако, в это время Барбер находился в процессе разработки новых денежных знаков для Кубы и Филиппин и решил не спорить с президентом США.

Итак, производство «Двойного орла» от Сент-Годенса вступило в заключительный этап. И тут же возникла первая техническая проблема: если для обычной монеты требуется один удар штампа по заготовке, чтобы отчеканить все детали, то для высокого дизайна Сент-Годенса требовалось не менее 9 ударов для чеканки одной монеты.

Сент-Годенс так и не смог увидеть, чем закончится его работа с «Двойным орлом», он скончался от рака. Его помощник Генри Геринг приступил к разработке новой версии штампа с более низким рельефом, но этого также оказалось недостаточно. С новыми штампами всё равно требовалось 3 удара пресса для производства одной монеты, что также было неприемлемо для массовой чеканки. В итоге, Барбер не имел другого выбора, кроме как изменить исходный дизайн, чтобы сделать его пригодным для производства.

Полностью статью Сергея Фирсова читайте в журнале "Золотой червонец"