Мертвая петля сокола вокруг «Максима Горького»

Самолет «Максим Горький» и самолет И-5  во время полета
Самолет «Максим Горький» и самолет И-5 во время полета

18 мая 1935 года под крышей небесного свода московского Кремля случилась ужасная авиакатастрофа: потерпел аварию воздушный титаник «Максим Горький» из-за столкновения с винтокрылой машиной сопровождения типа И-5, управляемой летчиком Николаем Благиным.

Новинка отечественного авиапрома пассажирский аэробус АНТ-20 «Максим Горький» считался флагманом агитационной эскадрильи имени Максима Горького. Размах крыла 8-моторного аэробуса достигал 63 метров, масса – 42 тонны. Для сравнения размах крыла И-5 (истребитель пятый) составлял 10 метров, а предельная взлетная масса 1,35 тонны.

Воздушный титаник «Максим Горький»
Воздушный титаник «Максим Горький»
Истребитель-полутораплан И-5
Истребитель-полутораплан И-5

Следует отметить, что после создания первого советского гигантского аэробуса Политбюро единогласно приняло решение назвать самолет «Иосиф Сталин». Однако партийный вождь предложил более мудрое решение – пусть этот гигант носит имя крылатого буревестника товарища Максима Горького.

В майский воскресный уик-энд ровно в полдень с Центрального аэродрома взлетел в небо первый в мире воздушный титаник, имея на борту 11 членов экипажа и 35 пассажиров, в их числе 6 детей. Это была дебютная воздушная прогулка «Максима Горького», организованная Центральным аэрогидродинамическим институтом для сотрудников научного авиационного центра, завода № 24, Управления ВВС Красной Армии и членов их семей.

Во время полета «Максим Горький» сопровождали одномоторный самолет-биплан Р-5, управляемый летчиком Рыбушкиным и истребитель-полутораплан И-5, под управлением летчика Благина.

На борту самолета-биплана Р-5 находился кинооператор с заданием провести киносъемку воздушного титаника и «истребителя пятого» в воздухе с целью показать феерию и сравнить их величины.

Накануне полета в здании воздушной гавани командир экипажа пассажирского самолета летчик Журов и летчик Благин пришли к соглашению о том, что во время авиашоу «истребитель пятый» в интересах съемки должен находиться сверху, либо снизу от крыловидной плоскости «Максима Горького».

В ходе обсуждения тонкостей авиашоу Благин предложил показать фигуру высшего пилотажа – «мертвую петлю». Однако командир экипажа воздушного титаника и пилот, управлявший самолетом-бипланом Рыбушкин, отклонили инициативу Благина. Вместо «мертвой петли» Благину разрешили выполнить боевые развороты.

Несмотря на достигнутое соглашение, летчик Благин во время полета, держась правого крыла «Максима Горького» совершил «правую мертвую петлю», а затем, словно прощаясь, покачал крыльями и повторил мастер-класс, пролетая над левым крылом воздушного титаника.

По всей видимости, опасный маневр был сделан преднамеренно и «пятый истребитель» протаранил «Максима Горького». По крайней мере, такие выводы можно сделать, внимательно просмотрев кадры хроники оператора киносъемки с летевшего параллельным курсом самолета-биплана Р-5.

На снимке кинохроники: минута до столкновения самолетов
На снимке кинохроники: минута до столкновения самолетов
На снимке кинохроники: через секунду И-5 протаранит самолет «Максим Горький»
На снимке кинохроники: через секунду И-5 протаранит самолет «Максим Горький»

После столкновения самолет «Максим Горький» стал падать с креном вправо и врезался в дом на месте нынешней станции метро «Сокол». Рядом с воздушным титаником потерпел катастрофу «истребитель пятый». За штурвалом самолета сидел Благин. Погибли лучшие авиаконструкторы и инженеры, принимавшие участие в конструировании и сборке самолета-гиганта.

По роковому стечению обстоятельств самолет «истребитель пятый», изготовленный на авиазаводе «Сокол» в городе Горький и воздушный титаник «Максим Горький» потерпели катастрофу в районе рабочего поселка «Сокол». Это был 13-й авиарейс с момента существования «Максима Горького».

Расследование авиакатастрофы проводила следственная комиссия НКВД под руководством наркома Генриха Ягоды. В результате разборок летного происшествия чекистами было установлено, что работники киностудии военно-учебных фильмов Ряжский и Пуллин вопреки утвержденному сценарию и плану договорились с Благиным о совершении им фигур высшего пилотажа с целью записи документального кинофильма. Спустя месяц после катастрофы Ряжский и Пуллин были привлечены к уголовной ответственности, получили реальный срок заключения. Летчика Благина признали главным виновником трагедии, в советской печати его называли воздушным хулиганом. Материалы следственного дела были засекречены под грифом «Совершенно секретно».

Руководство летно-испытательной станции ЦАГИ (Чекалов и Козлов), проявившее преступную халатность к организации полета, отделалось легким испугом.

Досье на воздушного хулигана Благина. Родился в дворянской семье, отец находился на государевой службе полковником царской армии. С детства стал увлекаться изобретательством. Будучи учеником 7-го класса средней школы сконструировал диктофон. Окончил кадетское училище в Петрограде. С детства прельщала карьера военного летчика. Осенью 1918 года записался добровольцем в РККА и вступил в ряды ВКП(б). Однако в 1922 году исключается из большевистской партии как социально чуждый элемент. В первой половине 20-х годов века минувшего окончил Московскую школу авиации и Высшую школу военных летчиков по классу истребителей. И вот этот социально чуждый элемент становится инструктором первого разряда в НИИ Военно-воздушных сил Красной Армии, а затем ведущим летчиком-испытателем в Центральном аэрогидродинамическом институте. Принимал участие в испытаниях самолетов нового поколения конструктора А.Н.Туполева. Имел 5 авторских свидетельств на изобретение. Являлся другом Валерия Чкалова.

Летчик Николай Благин
Летчик Николай Благин

В этой загадочной трагедии имеется много темных пятен, плотно зашторенных вуалью тайны. За две недели до катастрофы в Центральный аэрогидродинамический институт прибыла правительственная делегация в составе Сталина, Молотова, Ворошилова, Орджоникидзе и других членов советской партийной элиты. Сталин находился в отличном расположении духа потрясенный впечатлениями от первомайского военного парада и авиашоу над Кремлем.

На поле Центрального аэродрома Сталин лично приветствовал и пообщался с летчиками, пилотировавшими воздушный гигант и «пятые истребители» на параде. В шеренге пилотов находился Николай Благин.

Встреча летчиков со Сталиным, в шеренге – Николай Благин
Встреча летчиков со Сталиным, в шеренге – Николай Благин
Сталин пристально смотрит в глаза летчика хулигана
Сталин пристально смотрит в глаза летчика хулигана

Что сказал Сталин летчикам остается загадкой минувшего века. Но по Москве начали распространяться слухи о том, что Сталин с членами Политбюро на крылатом буревестнике планирует совершить полет. Следует отметить важный факт - в самолете был оборудован правительственный салон со спецсвязью.

Накануне полета, утром 18 мая 1935 года на поле воздушной гавани появились правительственные лимузины ГАЗ М-1, прозванные в народе эмками. Нарком по военным и морским делам Ворошилов и командующий ВВС РККА Алкснис долго стояли в ожидании кого-то, потом сели в лимузины и уехали. Воздушный титаник взял на борт работников ЦАГИ, завода №24, Управления ВВС Красной Армии, членов их семей и отправился в роковой полет.

Спустя несколько месяцев после трагедии в польских СМИ обнародовали письмо-завещание русского летчика Николая Благина составленное 17 мая 1935 года накануне авиакатастрофы. В своем обращении Благин сетовал на то, что советская власть – это власть коммунистов-жидов, которые источили свою гегемонию во все сферы общества. Призывал народ к войне, чтобы сорвать оковы рабства, тяжелой кабалы от кровожадного большевизма и тронутых умом коммунистов. После традиционного православного обращения к согражданам – «братья и сестры» Благин изложил на бумаге:

Российские историки спорят о том, что обращение Благина это подлинное письмо русского летчика или фальшивка, составленная беглыми эмигрантами. Как бы то ни было, но текст обращения находится в «Центре хранения историко-документальных коллекций».

Важная деталь! Воздушный гигант безупречной конструкции имел двойное назначение. Всего за одни сутки его можно было переоборудовать в супер-бомбардировщик с бомбовой нагрузкой 10 тонн. Для защиты от истребителей противника на самолет могли установить несколько малокалиберных 20-мм немецких автоматических авиапушек «Эрликон» и пять скорострельных 7,62-мм авиационных пулеметов Шпитального-Комарицкого (ШКАС). Такой летающей крепости на тот период не было ни в одном государстве мира.

Самое загадочное заключается в том, что до настоящего времени не удается обнаружить личное дело летчика Благина, полетное задание рокового рейса и документы следственной комиссии НКВД по результатам трагедии, возглавляемой наркомом Генрихом Ягодой.

Спустя год после появления в польских СМИ письма-завещания погибшего летчика Генрих Ягода был снят с поста наркома внутренних дел, а 28 марта 1937 года был арестован НКВД и предан суду. В обвинительном перечне совершенных антигосударственных и уголовных преступлений значится весьма любопытный пункт: «подготовка покушения на Сталина».