Валерий Гаина. Постоянство работы над собой.

7,2k full reads
12k story viewsUnique page visitors
7,2k read the story to the endThat's 59% of the total page views
9,5 minutes — average reading time

Наш сегодняшний собеседник — человек уникальный во всех отношениях. Сделав оглушительную карьеру и у нас, и на Западе, он до сих пор остался абсолютно адекватным и очень теплым в общении человеком. Слава не испортила его, как не портит всех людей, которые знают, каким трудом она достается. Надеемся, что и современное племя молодых и талантливых, добившись в жизни больших успехов, последует его примеру.

Валерий Борисович Гаина — бессменный участник легендарной группы «Круиз», лидер групп «GAiNA» и «Siren on the Moon», гитарист-виртуоз и человек, знающий, как с течением времени не потерять интерес к музыке и юношеский задор в жизни.

Это интервью делалось довольно долго. Валерий Борисович, кроме того, что сильно занятой человек, очень серьезно подошел к ответам на наши не самые легкие вопросы. Иногда, долгое ожидание ответов собеседника приводит к тому, что интервьюер, что называется, «остывает» и уже не получает того кайфа, который должен получить от выхода материала в свет. Но это точно не тот случай. Мы очень довольны тем, что получилось в итоге. Надеемся, что и вы, дорогие читатели, получите свою толику музыкального счастья!

Ради таких ответов нашего сегодняшнего героя стоило подождать.

Валерий Гаина. Постоянство работы над собой.

Валерий Борисович, приветствуем Вас!

Расскажите, пожалуйста, над чем Вы сейчас работаете и каких музыкальных новинок ждать Вашим поклонникам в ближайшее время?

Вы знаете, когда я впервые получил ваши вопросы и успел лишь прочитать первый, мне сразу же понравился тот факт, что вы начали с самого актуального.

И я рад рассказать нашим читателям, что сейчас упорно работаю над своим новым инструментальным альбомом. Это своего рода продолжение альбома «Fingertips», только 8 лет спустя. Ну а для меня, человека постоянно эволюционирующего, конечно же, он будет отличаться от ранних работ. Одно будет общее: тяжелые рифы, взрывные гитарные соло, мой характерный звук и музыкальный лад, который многие, надеюсь, узнают. Всё остальное - пусть будет сюрпризом. :-))

Я также нахожусь в процессе записи альбома проекта «Ворон». Это русскоязычный проект, к которому я пишу музыку, продюсирую и свожу. Мы буквально на днях выпустили видео сингла на YouTube.

Я продолжаю по сей день писать музыку для телевизионных каналов.

Ну и, конечно, моя студия. В последнее время она процветает. У меня образовалась приличная клиентура, которая 3 дня в неделю записывается или сводится. Ну и последнее, на что у меня тоже уходит немало времени, — это моя гитарная школа. Исходя из всего вышесказанного, я надеюсь, все поймут, почему у меня не было альбома с 2011 года. :-)

Валерий Гаина. Постоянство работы над собой.

Ваше «знакомство» с фирменными инструментами началось, как известно с Ваших слов, с покупки Fender Telecaster в 1976 году. Затем был уникальный Gibson Les Paul 1959 года выпуска (по другим данным – 1962-го года), на котором Вы играли вплоть до своего отъезда за границу. Расскажите, пожалуйста, каким образом удавалось приобретать инструменты такого класса в не самое простое в этом смысле советское время? И есть ли сейчас в Вашей коллекции инструменты уровня того самого Лес Пола, ведь гитары именно 1959 года выпуска считаются одними из самых лучших в мире, имеют огромную коллекционную ценность?

Поскольку в Советском Союзе не продавались «фирменные» инструменты, мы все-таки находили лазеечки, по которым умудрялись их доставать. Основной канал привоза инструментов - зарубежные артисты, в основном из социалистических стран, в то время гастролировавшие по стране. И вот в 1976 году мне посчастливилось купить Fender Telecaster 1961 года у югославского «Ансамбля Саши Субботы». Досталась она мне за 2100 рублей. И я, конечно, долго торговался, чтобы получить ее за эту сумму. Деньги на эту покупку я одолжил у своего отца. Он копил эти деньги, по-моему, всю свою жизнь. Через несколько лет я успешно вернул ему долг, но, к сожалению, два года спустя у меня ее украли и я расстроился ровно настолько, что вскоре приобрёл себе гитару моей мечты на то время — Gibson Les Paul custom 1959 reissue. Да ещё и вишнёвого цвета. Купил я эту гитару у группы болгарской солистки Лили Ивановой.

И ещё появился у меня Fender Stratocaster 1978-го года. По глупости продал её моему хорошему другу из группы «Молодо – Зелено». Покупал её с помощью знакомого студента МГУ из Пакистана, который часто ездил в Англию.

Разумеется, у меня в коллекции сохранилось большинство моих любимых инструментов, которые никак не уступают вышеназванным гитарам. Это мои custom shop Washburn SEC 29 и SEC 36. Одну из этих гитар я купил по приезду в Германию, когда группа Круиз получила контракт, a спустя некоторое время получил эндорсмент с Washbur, и они мне прислали 36-ти ладовую модель.

В 1991-м году фирма Carvin изготовила специально для меня гитару, которую я по сей день очень люблю и которой очень дорожу. На ней я записал альбом с группой Карма.

В 2011-м году я вновь получил эндорсмент с фирмой Washburn, и они изготовили мне новую гитару, с которой я выступал в Москве на реюнионе «трио-Круиз» в Парке Горького в 2016-м году. Это потрясающий инструмент. Как минимум 50 % моего нового альбома будет записано на этой гитаре, притом что у меня свыше 20 уникальных гитар.

Валерий Гаина. Постоянство работы над собой.

После того как «Круиз» фактически распался (хотя об этом и не было официально объявлено), неоднократно осуществлялись попытки реюниона с начала 2000-х годов. При этом у Вас достаточно обширная собственная дискография, материал из которой, как мне кажется, было бы интересно услышать в «живом» исполнении многим из Ваших поклонников. Чем для Вас являются подобные периодические возвращения к работе над старым материалом? Нет ли желания сделать хороший масштабный тур с собственным проектом (знаем, что подобный опыт был в середине 2000-х годов, но ряд концертов, в частности, в Ростове-на-Дону, тогда был отменён)?

На самом деле, возврат к старому материалу, в особенности если идёт речь о записи, не вызывает у меня большого интереса, потому что, как бы ты ни старался придать свежее звучание старому материалу, оригинальная запись, несмотря на качество и все остальные недостатки, неповторима. Она лучше. И прежде всего потому, что песни принадлежат той эпохе, тому времени. Той энергии и состоянию души, химии музыкантов и атмосферы. Оригинальное исполнение, уровень музыкантов того времени и является главным элементом и изюминкой тех песен. Таким образом, они неповторимы и по сей день, актуальны.

Для меня, записать старый материал в новом исполнении всё равно что сделать демо на новый материал, а потом взять все это и записать по-настоящему. Как ни удивительно, демо всегда будет лучше. Именно это произошло при записи проекта Gain в Москве, когда мы писали демо и представили его компании Warner bros, а потом его переписали в Америке в гораздо лучших условиях, но запись получилась провальной по сравнению с демо.

Что касается организации тура, то на сегодняшний день это было бы весьма сложно организовать. Ведь были проделаны попытки и после нашего выступления в Парке Горького и Крокусе в 2016-м году, которые привели к потере имени «трио-Круиз» и ко многим другим очень неприятным моментам, происходящим между Круизом Четвергова – Аничкина и трио. И это всего лишь один момент. Я не вижу смысла перечислять все нюансы, в конце-концов наши поклонники просто хотят вновь увидеть нас на сцене, а не копаться в грязном белье.

Валерий Гаина. Постоянство работы над собой.

С кем из бывших коллег-музыкантов у Вас сохранились дружеские отношения со времён работы в СССР (имеются в виду не только бывшие участники группы «Круиз»)?

С большинством моих коллег, с которыми я когда-то сотрудничал или участвовал в общих турах или просто в отдельных концертах, я сохранил прекрасные отношения. Может быть, это прежде всего потому, что нам нечего было делить. Ну а что касается группы Kруиз, начиная с времён «Волчка» до «culture shock», всё было уже не так просто. Kруиз, конечно, не единственный коллектив, который прошел длительный тяжелый путь развития внутренних взаимоотношений. Часто это непонимание, ревность, неприятие другого взгляда на музыку, аранжировку и в целом направление, а также непонимание своего места и роли в группе. Все это приводило к конфликтам. И именно когда у нас был невероятный шанс серьёзно раскрутиться в Европе, да и не только, мы распались. Но при всём вышесказанном у меня сохранились прекрасные отношения с Фёдором. И в любом случае, я считаю, что мы были уникальной тройкой на то время.

Валерий Гаина. Постоянство работы над собой.

Как Вы считаете, почему так мало русских рок-артистов востребовано на Западе? Это банальный страх у русских людей к переезду и началу карьеры с нуля, слабый уровень игры и вокала или же что-то другое? Наблюдаете ли Вы какие-либо позитивные изменения в современной российской музыке, какие имена и каких исполнителей могли бы выделить? Насколько вообще наша музыка находится в ключе того, что происходит в мире?

Я бы не смог выделить одну единственную причину того, почему так мало российских рок-артистов востребовано на западе. На самом деле, это очень сложный вопрос и прежде всего связанный с ресурсами, контактами, незнанием языка, в том числе и временем физического нахождения в стране, в которой пытаешься раскрутиться. Ведь местные команды всегда на виду, не переставая играют в клубах. И рано или поздно для кого-то это срабатывает. Ну а если говорить про Америку, то я не знаю, с чем это связано, но практически нереально раскрутить группу, поющую не на английском. Кстати, наши российские артисты очень часто сюда приезжают и весьма успешно выступают перед местной русскоязычной публикой. Есть такое ощущение, что русскоязычная публика здесь больше интересуется музыкой на родном языке. Тогда как в самой России западные артисты собирают куда больше людей на свои концерты.

Последние лет пять, я совсем перестал следить за тем, что нового происходит на российской сцене, и прежде всего потому, что совершенно нет времени. Кстати, года четыре тому назад я со своим другом с радио «Премьер» Сергеем Горуновым пытался сделать программу с прекрасным названием «Рок Навсегда!». В ней планировалось крутить русский рок и метал, и для этого сами группы нам специально присылали свои записи, мы их прослушивали и отбирали лучшее. К сожалению, реализовали только одну передачу, но, на мой взгляд, мы представили очень достойный музыкальный материал. Жаль, что уже и не вспомню названия тех групп.

Валерий Гаина. Постоянство работы над собой.

Как Вы считаете, существует ли в современной России профессия «продюсер» в том понимании, которое вкладывается в эту работу за рубежом?

Мне трудно точно определить разницу в работе продюсера на западе и в России, поскольку я с 91-го года живу в Америке, и даже в мои приезды в период с 2006-го по 2013 г. в Россию я не сталкивался и тем более не работал с крупными продюсерами. При всём этом, думаю, разница существует, и прежде всего потому, что индустрия в Америке отличается от российской. Даже при сегодняшнем состоянии дел в Америке музыка все ещё продается посредством интернета, ну и популярность винила значительно возросла. И для сравнения, сегодня продается больше музыки, скажем, чем пять лет назад и тем более десять. Другими словами, истинные поклонники покупают свою любимую музыку и таким образом поддерживают своих артистов.

Один факт меня удивил – то, что называют продюсером в России, в Америке это «исполнительный продюсер». А продюсер в Америке — это то, что в России назвали бы «музыкальный продюсер» — человек, который несет ответственность перед компанией или клиентом за процесс записи и в коммерческом смысле тоже.

Валерий Гаина. Постоянство работы над собой.

Расскажите, пожалуйста, о прослушивании в группу Оззи Осборна, которое Вам в своё время довелось проходить. Какие впечатления остались от этого события?

Это произошло в конце 1994-го года, когда группа Карма прекратила свое существование. Тогда я в основном занимался музыкальным продюсированием и записывал альбом с Peri Pаstor. И тут мне позвонила моя бывшая литераторша и сообщила мнe, что Оззи Осборн хотел бы, чтобы я принял участие в прослушивании. В основе этого приглашения было то, что она ранее отправляла ему CD группы Карма. Ему понравился наш альбом и моя игра. А поскольку надо было появиться на прослушивании в течение нескольких дней, нам было позволено импровизировать на темы 4-х песен Black Sabbath и более поздних Оzzy. Это происходило на одной из самых крутых на то время репетиционных баз в ЛА - «SIR studio», в огромной студии со сценой, светом и горой оборудования. Кроме меня, там было ещё четыре гитариста, приглашенных на этот джем. Сначала мы все настраивали свой звук на сцене, и в этом нам помогали очень профессиональный обслуживающий персонал и звукорежиссер. Где-то через час появился Оззи, поздоровался с нами, пожал руки, улыбаясь. Затем рассказал, как бы ему хотелось, чтобы мы играли. Все мы (гитаристы), включая басиста и барабанщика, находились на сцене одновременно. Но играли по очереди. Начали с Paranoid, и Оззи нам указывал, кому когда играть. Пел он очень мало, больше играли. Каждую песню играли долго, так как каждый из нас должен был играть по очереди. Во всём этом было много импровизаций, как рифовых, так и соло. Между песнями мы много говорили, смеялись, ну и начинали играть следующую. Таким образом мы сыграли «Bark at the Moon», «Sabotage» и «Shot in the dark». Заняло это где-то полтора часа. Все музыканты, конечно, были очень высокого класса и получилось все очень здорово. Оззи нам сказал, что его интересовало не совсем то, как бы мы сыграли его старые вещи, а больше интересует, как бы мы могли вписаться в его новую музыку, над которой он уже работал в то время. Он хотел услышать от нас звук, идеи, рифы и свободу импровизации.

В конце, он поблагодарил каждого отдельно, и мне сказал: «Man, I love your fucking Karma cd»!

Валерий Гаина. Постоянство работы над собой.

Вся Ваша жизнь связана с музыкой, Вы всегда работали много и очень плодотворно. Было ли у Вас когда-либо состояние творческого кризиса и если да, то как Вы его преодолевали?

Я себя считаю счастливым человеком, потому что моя жизнь связана с музыкой, и как музыкант я постоянно трансформировался, чтобы найти нового себя. Это делало весь процесс ещё более интересным и притягивающим. Касательно кризисов, то, конечно, они имели место быть, и преодолевались они постоянством работы над собой. Из-за того, что я был вовлечен в процесс создания музыки от самого написания песен до завершения продакшена, в том числе осуществляя сведение и мастеринг, я всегда был перегружен работой. С одной стороны, это мне очень не нравилось, так как отнимало огромное количество времени от занятий на гитаре, но с другой стороны, это было настолько поучительно и давало возможность мне расти в более широком смысле познания производства музыки. Таким образом, студия для меня стала вторым инструментом, а в определённые периоды студия была и первым инструментом для меня.

К сожалению, в своей жизни я чаще сталкивался с кризисами взаимоотношений между музыкантами, чем с творческими кризисами. Особенно сложно бывало во времена группы Круиз, причём во всех составах, с которыми мне пришлось играть. Наверное, мне не хватало жёсткости в отношении своих коллег и четкого определения роли каждого как в творчестве, так и на сцене.

Валерий Гаина. Постоянство работы над собой.

Пару лет назад в России вышла замечательная книга Джона Сибрука «Машина песен. Внутри фабрики хитов». В ней автор много рассказывает о том, как работает современная «фабрика» по написанию хитов, но в самом конце он пишет о том, что его сын, воспитанный на музыке своего поколения, той самой «фабричной» музыке, вдруг начал покупать на iTunes много классики рока – от AC/DC до Queen. Как Вы считаете, «пластмассовый мир» в итоге всё-таки победит или же люди всё равно будут искать что-то настоящее, не штампованное по отработанной технологии?

Мы живём в такое время, когда представители музыкальной индустрии, когда-то будучи большими и богатыми за счёт артистов и групп, которых они выпускали на виниле, а позже на компакт-дисках и пользовавшиеся огромным влиянием в средствах массовой информации, снова упорно борются за своё место на музыкальном рынке. Сегодня такие телевизионные программы, как «Голос» и многие другие тв-проекты по всему миру, стали новой музыкальной индустрией. Вокруг них и образовалась новая армия продюсеров и композиторов, которые выводят в свет сегодняшних артистов. Насколько долго это протянется, трудно сказать. Скорее всего, это будет зависеть от того, когда зритель устанет от всего происходящего на экранах телевизора и волнах радио. Мне очень не хочется представлять это мрачной картиной сегодняшнего дня, потому что я так не думаю. Ведь сегодня в мире стало намного больше прекрасных музыкантов, групп, певцов и певиц, чем в прошлом. Но форматы сузили рамки их свободного творчества, все они должны следовать определённому сценарию. И в этом вся проблема. Это и есть то, что вы называете «пластмассовый мир».

Но меня радует то, что сегодняшняя молодёжь больше увлечена интернетом, и это будущая угроза телевидению и fm-радио. Вот здесь и есть поле для свободного творчества. :-)

Валерий Гаина. Постоянство работы над собой.

В своё время в одном из интервью Вы говорили о том, что сейчас скорость игры Вас интересует в меньшей степени, чем в 80-е годы, да и тренды сейчас другие. В том же интервью Вы упоминали великих виртуозов прошлого – Хендрикса, Блэкмора, Мальмстина. И вот сейчас вновь вернулась тенденция к тому, чтобы играть технично, причём техника игры вышла на совершенно новые уровни. Но при этом исчезла музыкальность. Выступления многих исполнителей больше напоминают спортивные соревнования или индивидуальные «упражнения в крутости». С чем это связано и насколько долгосрочной будет эта тенденция по Вашему мнению?

Думаю, что это связано прежде всего с тем, что сегодня намного больше желающих стать музыкантами, чем 10-20 лет назад. И также сегодня намного легче реализовать, записать, снять видео и пиарить себя через YouTube или другие СМИ. Доступность этого всего и привела к такому огромному количеству музыки и музыкантов. Для меня, как гитариста, всегда самым главным был звук в пальцах, техника, стиль и оригинальность исполнения. А скорость — это прекрасно, если только не перебарщиваешь с ней. В разное время я по-разному относился к скорости. Но она никогда не переставала быть важной. И я также думаю, что у скорости есть некое созвучие со временем. Ну а если говорить о именитых гитаристах, которые прославились в том числе и за счёт скорости, то им нужно нести этот крест независимо от музыкальных тенденций времени. :-))

Валерий Гаина. Постоянство работы над собой.

Традиционный вопрос хит-парад. Назовите свой топ-5 вещей или явлений, не связанных с музыкой, от которых Вы получаете настоящий кайф?

Вау, вот тут вы меня опять поймали. Видимо придётся напрячь свою голову, чтобы назвать пять вещей. Окей:

  • Проводить время со своей женой и дочкой.
  • Ездить к друзьям в гости или встречать друзей у себя дома.
  • Пару часов перед сном поторчать в YouTube.
  • Хотя бы раз в месяц уехать куда-нибудь подальше от своего дома.
  • Ходить гулять со своей собачкой.
Валерий Гаина. Постоянство работы над собой.

10 лет назад в одном из интервью на вопрос о том, какую песню или альбом Вы считаете своим главным достижением, Вы ответили: « У меня нет такого. Нет у меня такого произведения, с которым я почувствовал бы, что "вот я такой!". У меня нет таких внутренних ощущений… Есть песни, которые чуть удачнее других.» Что-то изменилось с тех пор? Написаны ли те самые песня или альбом? Или же Вы перфекционист и всегда чем-то но будете недовольны для того, чтобы всё новое сделать еще лучше?

В этом вопросе у меня ничего не изменилось. Я почти совсем не слушаю то, что когда-то создавал. И даже не помню насколько это хорошо или плохо было. Я весьма увлечён тем, чем занимаюсь сегодня, то есть в настоящее время. Я себя чувствую счастливым человеком, потому что у меня появилась возможность работать над своим новым альбомом. И этот процесс для меня самый важный и интересный. Меня ещё радует то, что впервые за долгие годы я не тороплю этот процесс. Я буду работать над каждой композицией ровно столько, сколько понадобится, чтобы я был удовлетворён. Да, я перфекционист, и очень часто недоволен результатами. И за неимением времени часто приходилось много чего выпускать на скорую руку. Например, я очень люблю песни из альбомов «Снова твой» и «С кем ты играешь и поешь!?», но из-за недостатка времени потерял продакшен. И, в конце концов, музыка пострадала. В дальнейшем я такого себе не буду позволять.

Валерий Гаина. Постоянство работы над собой.

После стольких лет жизни в США, вы можете себя назвать американцем? Или же, всё-таки, Вы самоопределяете себя как русского человека или, возможно, как космополита?

Я всегда себя чувствовал космополитом и по сей день им остался. Определил я это, когда впервые вылетел в Америку и полёт был свыше 13 часов. Почти весь полет я смотрел в окно и любовался нашей землёй. Тогда я однозначно укрепил это чувство в себе. Очень жалко, что сегодня всё больше и больше нагнетается обстановка в мире. Наши соседи и друзья становятся врагами. Именно сегодня надо было бы писать такие песни, как «Последний рассвет». Ведь на самом деле надо очнуться и понять, что мы все живём на одной земле. Мы всем этим миром должны бороться за то, чтобы наша земля была в безопасности. А мир всё сходит с ума. И я очень боюсь, что в последующие годы ничего хорошего в этом смысле не предвидится.

Валерий Гаина. Постоянство работы над собой.

На сцене и в медиа-пространстве Вы всегда очень корректны в поведении и высказываниях, хотя, например, вопросы в интервью порой Вам задаются довольно провокационные. Как Вам удается быть таким лояльным и спокойным по отношению ко многим негативным ситуациям? И есть ли вещи, которые могут Вас вывести из себя?

Да, на самом деле, далеко не всегда легко оставаться спокойным и равнодушным, когда вокруг много чего ужасного происходит, говорится или пишется. Честно говоря, я никогда не любил опускаться до уровня грязных разборок. Я пропускал это мимо и занимался дальше своими делами. Мне так спокойнее. Но если и выяснять отношения, то я бы предпочёл разговаривать с людьми, глядя им в глаза. Только за 10 лет существования группы Круиз мне не раз приходилось разбираться со своими музыкантами, кого-то увольнять и кого-то приглашать в коллектив. Но даже в этих случаях я предпочитал оставаться цивилизованным и культурным человеком. Разговаривать с уважением. А делать письменные или громкие публичные заявления в пылу разборок, о которых будешь сожалеть потом, мне кажется не умно. Мир наш в медиа-пространстве стал настолько негативным, злым, нетерпимым ко всему и ко всем, стал таким, что мне хочется держаться подальше от всего этого.

Валерий Гаина. Постоянство работы над собой.

Беседу вели:  Артём Гарькавый (Dj Distemper) и Павел Краснокутский.

Редактировала: Ирина Ерохина.

Фото предоставили: Алексей Коробов, Константин Анисимов, Михаил Грушин, Олег Данилович, Metal web'zine musica.mustdie.ru и Yandex.

Орфография и пунктуация собеседника по возможности сохранены.

Интервью создано при поддержке сообщества музыкантов: «Музыканты России».

Вступайте в группу Live Show Голос Рока ВКонтакте:

https://vk.com/showgolosrocka

Подписывайтесь на наши каналы:

Яндекс Дзен: https://zen.yandex.ru/id/5ba4792f2e368400a92152a8

Instagram: https://www.instagram.com/liveshowgolosrocka

YouTube: https://www.youtube.com/channel/UC3x4vP0gL3SiPtZf3a9dI8Q