Классические сюжеты, которые повторяются в живописи вновь и вновь. Часть 2

В первой части статьи мы рассматривали классические религиозные и мифологические сюжеты мировой живописи. Обратим же свой взор на не менее тиражируемые сюжеты литературные, исторические и аллегорические.

Литературные сюжеты

В. М. Васнецов. Царевна-лягушка. 1918
В. М. Васнецов. Царевна-лягушка. 1918

В скажете, что миф – это тоже литература, но я выделяю это направление отдельно. Во-первых, потому что картины на литературные мотивы можно условно назвать "иллюстрацией". А во-вторых, потому что литература, в отличие от мифа, это в первую очередь авторское произведение. Поэтому и художественные трактовки тут не такие смелые.

Форд Мэдокс Браун. Ромео и Джульетта. 1870
Форд Мэдокс Браун. Ромео и Джульетта. 1870

Первые литературные сюжеты формируются в эпоху Средневековья, когда поэтика перестает опираться на мифологический кругозор. На темы рыцарского средневековья активно рисовали прерафаэлиты Россетти, Хант и Миллес. Особенно любили художники произведения Уильяма нашего Шекспира. Так, трагическая судьба Офелии задела Делакруа, Хьюза, Росетти, Уторхауса, Уотса, Милле, Врубеля и Канабеля и многих других авторов.

Джон Эверетт Милле. Офелия. 1851—1852
Джон Эверетт Милле. Офелия. 1851—1852
А. Канабель. Офелия. 1883
А. Канабель. Офелия. 1883
П. Деларош. Офелия.
П. Деларош. Офелия.
Джон Уильям Уотерхаус. Офелия, лежащая на траве.
Джон Уильям Уотерхаус. Офелия, лежащая на траве.

Существует также множество вариаций возлюбленного Офелии - Гамлета - которые вышли из-под кисти М. Врубеля, Эжена Делакруа, Рембрандта, Паскаля Даньян-Бувре, Эдвина Остина Обби и других.

 Эдвин Остин Обби. Сцена из "Гамлета", 1897
Эдвин Остин Обби. Сцена из "Гамлета", 1897
Яцек Мальчевский. Польский Гамлет. 1903
Яцек Мальчевский. Польский Гамлет. 1903
Михаил Врубель. Гамлет и Офелия. 1883
Михаил Врубель. Гамлет и Офелия. 1883

Исторические сюжеты

Делакруа. Свобода, ведущая народ. 1830
Делакруа. Свобода, ведущая народ. 1830

Вновь довольно условное деление, ведь к историческому жанру можно отнести и мифологические, и религиозные, и некоторые литературные сюжеты. Я придумала для себя своего рода шпаргалку:

Мифологический сюжет – не было на самом деле, но общественное сознание выдумало;
Религиозный сюжет – может было, а может и нет, но общественное сознание выдумало;
Литературный сюжет – может было, а может и нет, но авторское сознание выдумало;
Исторический сюжет – точно было.

Точно была Великая Октябрьская Революция. Я обожаю этот сюжет и эту эпоху в целом, ведь она положила начало непревзойденному советскому авангарду.

Б. Кустодиев. Большевик. 1920
Б. Кустодиев. Большевик. 1920

Взгляды на Великую Октябрьскую Революцию в живописи разнятся от гладкого соцреализма до метафизического абстракционизма.

Михаил Соколов. Арест Временного правительства. 1933
Михаил Соколов. Арест Временного правительства. 1933
А. Дейнека. Оборона Петрограда. 1928
А. Дейнека. Оборона Петрограда. 1928
Павел Филонов. Формула петроградского пролетариата. 1921
Павел Филонов. Формула петроградского пролетариата. 1921
К.С. Петров-Водкин. Петроградская Мадонна. 1920
К.С. Петров-Водкин. Петроградская Мадонна. 1920

Аллегорические сюжеты

Это даже не столько сюжеты, сколько универсальные темы, по интерпретациям которых можно проследить смену стилей, вкусов и тенденций в мировом искусстве. Самые популярные аллегории, созвучные теории Фрейда о том, что нами движет Эрос и Танатос, - любовь и смерть. Но на смерть мы смотреть не будем, ведь у аллегории любви так много вариаций!

Тициан. Любовь небесная и Любовь земная. 1514
Тициан. Любовь небесная и Любовь земная. 1514
Вильям Бугро. Аллегория любви. 1825
Вильям Бугро. Аллегория любви. 1825
Гарофало. Аллегория любви. 1527-1539
Гарофало. Аллегория любви. 1527-1539
Школа Фонтенбло. Аллегория любви. 1590
Школа Фонтенбло. Аллегория любви. 1590

Итальянец Паоло Веронезе написал целую серию работ "Аллегории Любви", и темы у них не в бровь, а в глаз - "Победа над нечестной любовью", "Измена", "Мужчина побеждает соблазн", "Счастливый союз".

П. Веронезе. Измена. 1570
П. Веронезе. Измена. 1570

Также обширная аллегорическая тема – сон и сновидение. Сон встречается в картинах Ф. Ходлера, Руссо, Гойи, Ван Гога, Дали, Пикассо, Тулуз-Лотрека, Э. Шиле.

Анри Руссо. Сон цыганки. 1923
Анри Руссо. Сон цыганки. 1923
К. Брюллов. Сон молодой девушки перед рассветом, между тем как за окном пастух трубит в рожок. 1830-1833
К. Брюллов. Сон молодой девушки перед рассветом, между тем как за окном пастух трубит в рожок. 1830-1833
Сальвадор Дали. Сон. 1937
Сальвадор Дали. Сон. 1937

Продолжать можно бесконечно. Но основной мой посыл - все уже было когда-то и кем-то придумано. Поэтому нет резона ждать озарений и надеяться на революционные открытия. А потихоньку и на совесть работать в выбранной нише. И по-моему это относится не только к художникам.