Good Old Nerpach
1122 subscribers

Джагатай-Хан — благородный дикарь?

1,2k full reads
1,3k story viewsUnique page visitors
1,2k read the story to the endThat's 89% of the total page views
2 minutes — average reading time

Жан-Жак Руссо стал известен не только благодаря своей концепции общественного договора, которая послужила идейным оправданием якобинского террора, но и из-за своей концепции «благородного дикаря». Будучи человеком буржуазной эпохи, он не видел в природе врага — буржуазная эпоха её себе подчинила.

Руссо первым заговорил о созерцании природы, пусть и в весьма категоричной форме. Позже Ницше охарактеризовал этот поворот человеческой мысли так:

«Сначала человек придумал вмещать себя в жизнь природы: всюду он видел себя и себе подобных, именно свой злой капризный характер, — и в облаках и в бурях, и в хищных зверях, и в деревьях, и в травах: тогда-то он и нашел “злую природу”. Потом настало время, когда он отделил себя от природы, время Руссо: люди так надоели друг другу, что захотели непременно иметь такой уголок мира, куда человек не приходит со своими терзаниями: тогда изобрели “добрую природу”»

В описании Чогориса в повести «Джагатай-Хан» Крис Райт прямо следует идеям Руссо.

Джагатай-Хан — благородный дикарь?

Как и Руссо, Каган в дихотомии «варварство — цивилизация» отдаёт предпочтение первой. Цитадель на Чогорисе ограждают валом, но не для того, чтобы защитить прибывших имперских клерков от дикарей, а от того, чтобы защитить непорочных варваров от имперского мещанства.

Райт несколько раз за повесть показывает Кагана и его приближенных космодесантников, которые наслаждаются «дикой, неприрученной природой». Этот повторяющийся акт созерцания и закрепляет образ за чогорийцами образ «восточных мудрецов», живущих в гармонии с окружающим миром.

Джагатай-Хан — благородный дикарь?

Каган отказывается вводить Чогорис в торгово-экономические структуру Империума. Отказывается от прогресса, тогда как окружающие его люди говорят ему, что однажды прогресс придёт и на его родную планету. В этом плане Каган оказывается убеждённым традиционалистом, который отказывается от «нового мира», так как не понимает, как преодолеть его несовершенство.

Джагатай-Хан — благородный дикарь?

На вопрос «иметь или быть» Хан отвечает в консервативно-аскетичном ключе. Довольно забавна в этом аспекте выглядит ирония самого Райта, когда она называет Клык Шрамов «крепостью-монастырем». Чогорийцы не монахи, но их дзен-буддийское отношение к жизни со стороны выглядит как монашеское. Именно сообразно заветам Хана будут жить множество орденов Космического Десанта в сороковом тысячелетии. Вот только наслаждаться они будут не созерцанием природы, а лика Бога-Императора.

В конце повести Райт сам же и отмечает: быт Чогориса очень похож на фенрисийский. Внешне различные легионы оказываются крайне близки в своей повседневной жизни. И они всё не желают входить в буржуазную эпоху, ведь не знают, как преодолеть её внутренние противоречия.