Зачем в Warhammer 40,000 людям нужны боги Хаоса если есть Хаос Неделимый?

12 September 2019

Боги Хаоса не являются персонажами кодексов и литературных произведений. Авторам хватает заигрываний с демонами, чтобы показать весь ужас не-реального. Однако имена, персонифицированные образы и символы богов встречаются на каждом шагу.

Хаос делимо-неделимый.
Хаос делимо-неделимый.

Я вслед за некоторыми из авторов Black Library придерживаюсь позиции, что ничего по-человечески разумного в варпе не живёт. Мир эмоций лишь отражает материальную реальность, упорядочивается сообразно представлениям воспринимающих его существ.

Люди и другие разумные расы видят в демонах существ, которые ассоциируются с их подсознательными страхами. И никак иначе — обратной логики здесь быть не может.

Однако это никак не мешает разумным расам персонифицировать не-мтаериальную стихию, давать сгусткам эмоций имена и придумывать про них истории (особенно в этом отличились эльдары, скорее всего, задним числом и придумавшие сюжеты про своих богов).

Более-менее канонические изображения богов.
Более-менее канонические изображения богов.

С точки зрения человека из нашего мира существование богов Хаоса всецело обосновано: должна быть какая-то система у не-реального. Особенно если эта система станет источником для зарабатывания денег. Иметь 4 армии Хаоса вместо одной куда как прибыльнее, нежели одну. А если кто-то захочет поиграть за армию Хаоса Неделимого, то всегда можно собрать миниатюры из четырёх «классических» сетов.

Однако в рамках самого Warhammer 40,000 есть логическое обоснование причин для существования разделения Хаоса на составные части в виде богов. Вне зависимости от того, есть ли на самом деле у богов личности и самосознания или нет. Даже если бы богов не было — их пришлось выдумать.

В романе «Атлас Преисподней» Роб Сандерс раз за разом повторяет одну и ту же ситуацию. Герои встречаются с очередной армией еретиков, испытывают шок оттого, что их снова настигли силы Хаоса. Они искренне боятся того, что _на этот раз_ предстанет перед ними.

Но Чевак тут же успокаивает героев: «Так это же приспешники Кхорна/Тзинча/Нургла/Слаанеш! Они хотят лишь яростных битв/устроить засаду/булькать гноем/получать удовольствие!»

В этот момент герои утирают пот со лба, выдыхают и всем своим видом говорят: «А так _вот что_ нас ждёт. А мы-то уж подумали! Было бы очень неприятно столкнуться с чем-то, что будет для нас непонятно, странно и заставит нас замереть от страха. А раз это кхорниты/тзинчиты/нурглиты/сланешиты, то совершенно понятно, что от них ждать!»

Боги Хаоса: позитивная версия
Боги Хаоса: позитивная версия

Подобная ситуация как нельзя лучше иллюстрирует пример рационализации, которая помогает избежать страха. Группировка представлений позволяет свести всё многообразие жизненных ситуаций к набору стереотипических представлений. Однако имеющиеся понятия о ярости, обмане, разложении и гедонизме оказываются недостаточными. Разумные существа через антропоморфизм дают сгусткам энергии имена, а потом превращают имена в понятия.

Таким образом, герои «Атласа» (и не только они) обретают иллюзию власти над реальностью. Понимание сущности явления, способность определить явление через понятие становится способом управления реальностью. Не зря в человеческой культуре появились представления о том, что зная истинное имя демона можно получить над ним контроль. Достаточно заменить демона на природу.. и тогда всё встанет на свои места.