Как вернуть деньги, если туроператор разорился: пошаговая инструкция

10.04.2018

Сезон 2015-2017 ознаменовался громкими событиями в туристической отрасли: обанкротилось сразу несколько крупных туроператоров, туристы, потерявшие и путевки, и деньги за них, штурмовали офисы организаций. Летний сезон-2018 как будто бы не предвещает повторения подобной ситуации, но бывает всякое, поэтому мы подготовили для потенциальных туристов инструкцию: что делать, если ваш туроператор обанкротился.

1. Самое важное, что нужно сделать – собрать как можно больше информации. Заглянуть на сайт туроператора-банкрота. Узнать, работает ли его офис, для этого позвонить знакомым и попросить проверить. Есть знакомые юристы – звоните им. Есть контакты страховой компании – звоните туда и спрашивайте о выплатах и часах приема.

2. Знайте, что по закону ответственность за неисполнение обязательств лежит именно на туроператоре, который сформировал турпакет, а не на турагентстве, которое продало вам путевку. Смотрим федеральный закон «Об основах туристской деятельности в РФ», статья 9. И турагент не обязан возвращать вам деньги за свой счет.

3. Тем не менее, турагент может вам помочь:

- Он может проверить наличие договора между вами и туроператором. Если такого договора нет, или он устарел, вы уже можете требовать возмещения стоимости путевки напрямую с турагента. Это, на самом деле, один из важнейших пунктов, играющий большую роль на суде, если таковой состоится. Не ведитесь на заключение договора задним числом.

- Обратите внимание, есть ли в договоре сведения о туроператоре и о его финансовой ответственности, верно ли указаны даты заключения договора с туроператором. Если сведений нет – увеличиваются ваши шансы получить деньги судом с турагента.

- Турагент может помочь вам собрать документы для обращения в страховую компанию. Он может даже подать их в страховую вместо вас – по доверенности.

Имейте в виду, что все это турагент может, но НЕ ОБЯЗАН делать. Однако турагенты заинтересованы в том, чтобы ситуация разрешилась мирно – никому не нужны скандалы и хождения по судам.

4. Соберите документы для обращения в страховую компанию. Список стандартный, но стоит предварительно уточнить, какие именно документы нужны и как они должны быть оформлены. Список чаще всего такой:

- Требование о выплате страхового возмещения, подписанное вами;

- Копия вашего паспорта;

- Копия вашего договора с турагентом;

- Подтверждение об оплате вами тура турагенту –платежки, чеки и т.д.;

- Копия договора турагента с туроператором;

- Платежные документы, подтверждающие перемещение денег между турагентом и туроператором (подтверждение, счет на оплату с указанием вашей фамилии);

- Копия письма туроператора об отказе исполнить свои обязательства или осуществить возврат денежных средств по вашей заявке. В этом письме должны быть указаны ваши данные. Если такого письма нет, надо зайти на сайт туроператора и распечатать с него страницу с сообщением о прекращении деятельности.

5. Если вы во время наступления банкротства туроператора находитесь за границей, и вас выселили из отеля либо появилась необходимость заново приобретать билеты на самолет, вы можете это сделать за свой счет, а в дальнейшем потребовать у страховой компании возврата этих средств. Чтобы гарантировать вернуть потраченные деньги, сохраняйте все чеки и все документы.

6. Если денег на повторную оплату проживания или на авиабилет у вас нет, обращайтесь в ассоциацию «Турпомощь» - именно на эту организацию возложена обязанность по вывозу пострадавших туристов из страны временного пребывания и по оплате проживания до вылета.

В общем, главное - не терять голову и придерживаться одной линии защиты. Пусть медленно и коряво, но законодательство в туристической сфере все-таки выходит на путь защиты потребителя.

- Если вас интересует тема туризма и путешествий, подписывайтесь на канал «Korolenko.Travel» в Яндекс-Дзене.

- Чтобы получать новые посты из канала в свою ленту Вконтакте, подписывайтесь на нашу группу vk.com/korolenko.travel.

- Подборки туров, горящие предложения на сайте korolenko.travel.