Сэвил Роу: как маленькая улица в центре Лондона стала синонимом портного дела

Сэвил Роу: как маленькая улица в центре Лондона стала синонимом портного дела

Если вы не слышали о Сэвил Роу раньше, то вот вам небольшой факт, который позволит оценить степень влияния этой улицы в мире мужской классической моды: для обозначения костюма в японском языке используется слово «sabbaru», образованное от её названия (и, конечно же, искаженное на азиатский манер).

Сегодня мы решили разобраться, как небольшая улица в западной части центра Лондона смогла стать синонимом портного дела.

Истоки

Считается, что фундамент под портное дело в западной части Лондона «заложил» некий Роберт Бейкер — закройщик из Сомерсета (графства Англии, расположенного на юго-западе страны). Ему удалось сколотить состояние, торгуя пикадилями — широкими стоячими воротниками на проволочном каркасе или китовом усе с зубчатыми краями, которые были в моде при дворе Елизаветы I.

Портрет английского дворянина Грея Бриджеса , герцога Чандоса кисти Уильяма Ларкина; ок. 1615 год
Портрет английского дворянина Грея Бриджеса , герцога Чандоса кисти Уильяма Ларкина; ок. 1615 год
Портрет английского дворянина Грея Бриджеса , герцога Чандоса кисти Уильяма Ларкина; ок. 1615 год

В начале XVII века он приобрел обширную территорию, которую тогда именовали Португалией (предположительно из-за того, что ее облюбовали португальские торговцы) и построил здесь свой особняк. Позже этот дом начали называть Пикадилли-Холл, а улица, на которой он располагался, получит от этого "прозвища" свое современное имя — Пикадилли. В это же время на остальных 22 акрах, которые принадлежали Бейкеру, началась активная стройка и возникли современные очертания улиц.

Название «Savile Row» впервые упоминается на страницах «Daily Post» от 12 марта 1733 года — свое имя улица получила в честь Леди Дороти Сэвил, жены графа Берлингтона, которому в то время принадлежала эта земля. Правда, в то время конкретно Сэвил Роу еще не имела никакого отношения к портному делу — в этих районах проживала знать, высшие армейские чины и высокооплачиваемые врачи, которые тоже шили и строчили но по-своему в больнице по соседству на Харли-стрит.

Возникновение улицы портных

Сэвил Роу и окрестности
Сэвил Роу и окрестности
Сэвил Роу и окрестности

В 1790 году на Корк-стрит, которая располагается в квартале от Сэвил Роу, открылась мастерская по пошиву мужской одежды Джона Левика — и именно этот момент принято считать точкой отсчета истории улицы портных, хотя непосредственно на самой Сэвил Роу первые ателье открылись только в 1806 году.

Значительную роль в становлении Сэвил Роу сыграл Джордж «Бо» Браммель — друг принца-регента и будущего короля Англии Георга IV. Считается, что именно «Красавчик Браммель» создал спрос на костюмы высочайшего качества и принес деньги элиты портным.

Джордж Брайан Браммель. Прозвище "Beau" - красивый.
Джордж Брайан Браммель. Прозвище "Beau" - красивый.
Джордж Брайан Браммель. Прозвище "Beau" - красивый.

Браммель упоминается на страницах книг у Бальзака, Конан Дойля и других авторов. Байрон, которого также относят к денди, выделял среди современников всего трёх великих людей: Наполеона, Браммелла и себя.

Сама идея собрать всех лучших портных на одной маленькой улице не кажется практичной с точки зрения бизнеса — очевидно, что это должно привести к обострению конкуренции, постоянной войне за клиента и одновременно росту арендных ставок. Таких улиц нет не в одном городе Италии или Франции, хотя там также уделяли большое внимание портному делу. Но именно "прописка" на Сэвил Роу стало маркой качества, которая гарантировала портному поток покупателей. К тому же, Риджент-стрит (смотри карту), по которой принц-регент ездил от своего городского особняка к загородной резиденции, стала естественной границей, которая отмеживала портных Сэвил Роу от остальных портных из района Сохо, которые, как считалось, торговали дешевой и вульгарной одеждой (сегодня эта «граница» сохраняется — средняя цена на костюм на Сэвил Роу почти в два раза выше, чем в Сохо).

К 1838 году на улице яблоку было негде упасть из-за количества портных — многие мастера, получив опыт и заработав достаточно денег, уходили от своих «учителей» и открывали свои ателье тут же, на Сэвил Роу. Примерно тогда же возник термин «bespoke» — пошив костюма по индивидуальным меркам клиента и заранее «обговоренным» деталям — его своеобразным аналогом в женском моде можно считать платья haute couture.

Henry Poole & Co, дом номер 14 на Сэвил Роу
Henry Poole & Co, дом номер 14 на Сэвил Роу
Henry Poole & Co, дом номер 14 на Сэвил Роу

В 1846 году на Сэвил Роу переехала компания Henry Poole & Co. Именно благодаря ей мир увидел смокинги. Эта фирма стала лидером в портном деле во второй половине XIX века, а среди ее клиентов единовременно было до 50 глав государств и европейских монархов.

XX век

Доверие к портным с Сэвил Роу продолжало расти. Какие-то имена исчезали, другие появлялись, но в целом мастера чувствовали себя очень уверенно и умело адаптировались к изменениям первом половины XX века.

1944 год - портные Henry Poole & Co, работают над несколькими костюмами, в том числе костюмом морского офицера (второй справа в заднем ряду)
1944 год - портные Henry Poole & Co, работают над несколькими костюмами, в том числе костюмом морского офицера (второй справа в заднем ряду)
1944 год - портные Henry Poole & Co, работают над несколькими костюмами, в том числе костюмом морского офицера (второй справа в заднем ряду)

Тяжелые времена наступили лишь в 50-е годы: Burton представили свою линейку костюмов ready-to-wear — качественно сшитых и значительно более доступных по цене. Позже они появились в коллекциях и других демократичных марок. В это время на Сэвил Роу работало около 100 портных. Уже к 1980-ым их осталось 50 (сегодня вы насчитаете около 20 компаний, при том, что некоторые из имен не имеют за собой истории).

Томми Наттер
Томми Наттер
Томми Наттер

Однако, портные адаптировались к изменениям. В 1969 открыл свои двери Nutters of the Savile Row, который возглавили Томми Наттер и Эдвард Секстон, которые до это вместе работали в Donaldson, Williamson & Ward. Nutters of the Savile Row удалось целиком изменить восприятие улицы — они предложили своим клиентам более смелый крой, в ателье стали использоваться открытые витрины, а костюмы стала носить самая разношерстная публика — от Мика Джаггера и Элтона Джона до мэра Сан-Франциско Уилли Льюиса Брауна. Томми Наттер особенно гордился тем фактом, что трое из четырех «битлов» на обложке Abbey Road одеты в костюмы от Nutters. Кроме того их костюмы стали появляться и в кинофильмах, например, в них щеголяют персонажи фильма о Бэтмене 1989 года.

Обложка Abbey Road
Обложка Abbey Road
Обложка Abbey Road

В 90-е Сэвил Роу получили еще одну инъекцию адреналина — на этот раз ее сделали Ричард Джеймс, Тимоти Эверест и Освальд Боатенг, которые возглавили новую волну костюмов bespoke. Они активно продвигали свою продукцию, и легко нарушали каноны, если того требовала клиентура. Тогда их костюмы можно было увидеть на всех главных звездах — Уилле Смите, Киану Ривзе, Самуэле Джексоне, Расселе Кроу и других.

Современная история и будущее Сэвил Роу

В 2004 году была создано специальное объединение портных Сэвил Роу — The Savile Row Bespoke Association — которая должна защитить их традиции и наследие. Например, участники обязались вкладывать не менее 50 часов ручного труда в каждый костюм-двойку.

В 2006 в отчете Департамента планирования и городского развития Вестминстера говорилось о производстве на Сэвил Роу около 6000-7000 костюмов в год, что оценивалось примерно в 21 млн фунтов стерлингов (примерно 2 029 952 400 рублей по текущему курсу). К 2013 году по оценкам Reuters, оборот вырос примерно до 30-35 млн фунтов стерлингов — таким образом, выручка увеличивалась примерно на 10% каждый год.

Первая примерка костюма bespoke в Henry Poole & Co
Первая примерка костюма bespoke в Henry Poole & Co
Первая примерка костюма bespoke в Henry Poole & Co

К концу нынешнего десятилетия строгий дресс-код в компаниях окончательно сдал позиции, а нынешний кризис и вовсе обранил спрос на традиционный деловой костюм почти до нуля. В мае руководитель крупнейшего британского производителя одежды Marc&Spencer Стив Роу заявил в интервью The Guardian: “Мы практически перестали продавать костюмы, а количество проданных галстуков я бы, вероятно, смог посчитать по пальцам одной руки». Схожая ситуация сложилась во всей отрасли — сначала о своем банкротстве объявил старейший производитель одежды в Америке BrookBrothers, а на прошлой недели к нему присоединилась другая американская компания — Tailored Brands, которая управляет 1400 магазинами Men's Warehouse и Jos.A.Bank.

Переживут ли портные с Сэвил Роу нынешний кризис? Нам кажется, что ответ «да» — ведь по сути вся истории этой маленькой улицы это история адаптации. Как они это сделают? Узнаем очень скоро.До пандемии портные с Сэвил Роу уже инициировали ряд важных изменений. Зашла речь о включении в ассортимент костюмов ready-to-wear (хотя неформально они появились на Сэвил Роу еще в 20-е годы прошлого века) и увеличения доли женщин среди клиентов — сейчас она составляет менее 5%. Henry Poole & Co также планировали расширять свою деятельность в Китай, граждане которого стали основными потребителями люкса в последние годы.

Вот и всё, ребята!