С СИЛЬНЫМ НЕ БОРИСЬ, С АВТОВАЗОМ НЕ СУДИСЬ?

Говорили нам умные люди: не связывайтесь с «Ладой», лучше подержанную иномарку купите. Но нам была нужна машина просторная и недорогая, чтоб трех дошколят возить из села в Воронеж и обратно, не нарушая закон о детских креслах. А в буклете на «Лада Ларгус» обещали: «Семейный автомобиль для города, активного загородного отдыха и деловых поездок, высокое качество изготовления, отличный комфорт и удивительно просторный салон»! И еще много прелестных слов.

Ну, мы и купились. В смысле, купили.

Заберите свое ведро, верните деньги!

По дороге в село новенький «Ларгус» наполнился запахом горелого сцепления, а свет в салоне включался и выключался на ухабах. Когда мы вечером приехали во двор дома, та лампочка решила светить всегда. Мы до глубокой ночи хлопали дверьми, прижимали их и кляли последними словами отечественного производителя, но датчик закрытия дверей не срабатывал.

К утру аккумулятор разрядился.

Дилер АвтоВАЗа недовольно и с намеками, что владелец сам виноват, датчик наладил. Но не навсегда: освещение изредка включалось само.

А осенью обнаружилась главная неприятность: печка в машине не работала. Электрик дилера долго ковырялся под передней панелью, но сумел воткнуть на место разъем отопителя, и некоторое время печка работала. А потом снова отказала. И мы в третий раз стали незваным гостем дилера на весь день. К вечеру получили акт, что сломана защелка разъема кабеля - поэтому он опять вывалился из гнезда. В акте было написано пером: «Не включается вентилятор отопителя из-за отсутствия контакта массового провода в разъеме жгута панели приборов и жгута мотора отопителя. Не фиксируется пин минусового провода в колодке жгута панели приборов».

Знакомый из автомастерской уверенно заявил, что защелку могли сломать только при сборке на заводе; никакая тряска машины на колдобинах сломать ее не может.

Дилер предложил заменить весь кабель, но суета с заводскими браками нас уже достала, и мы отказались. К тому же в Ларгусе обнаружилось, что левое заднее колесо стирается с одной стороны.

Я попытался вернуть авто продавцу, но забирать его и возвращать деньги дилер отказался, предложил взамен гарантийный ремонт.

Юристы уверили меня, что по закону «О защите прав потребителей» я имею полное право вернуть товар продавцу. А если он откажется, в суде можно требовать не только возврат суммы покупки, но и неустойку.

И потянулась судебная тягомотина. Суд назначил экспертизу, хотя даже дилер АвтоВАЗа признал заводской брак. Судебный эксперт Макаров М.В. облазил внутренности «Ларгуса», нафоткал сломанную защелку и написал в заключении, что при осмотре обнаружено «отсутствие контакта массового провода в разъеме жгута проводов панели приборов и жгута проводов электровентилятора, которое было обусловлено нарушением целостности фиксирующего элемента в колодке жгута».

А дальше эксперт написал нечто загадочное: «Выявленные неисправности не могут быть отнесены к повторным, так как находятся на разных участках электрической цепи автомобиля, а также имеют различные причины возникновения (не защелкнут разъем и отсутствие контакта в клемме)».

Что за «разные участки цепи» сумел обнаружить судэксперт вопреки актам дилера и к радости АвтоВАЗа, осталось тайной. Главное, дефект - не повторный. Хотя в законе «О защите прав потребителей» нет определения повторного недостатка, есть лишь неоднократность его проявления: печка-то как не работала, так и не работает.

Райсуд знает, кого защищать

На заседание в Коминтерновский райсуд впервые явился представитель АвтоВАЗа, и секретарь сообщила, что надо подождать: у судьи совещание. Невольно вспомнилось, как судейские совещались с могучим помещиком Троекуровым. А закончилось все быстро: судья Кузнецова в удовлетворении иска отказала, а расходы ответчика на экспертизу, 25 000 руб., возложила на истца.

Как пишут в соцсетях – афигеть! Мало того что получил кучу заводских дефектов и неприятностей, потерял массу времени, так за попытку вернуть негодный товар еще и должен бракоделу две свои пенсии!

Купили вы, читатель, в супермаркете палку колбасы. А дома увидели, что с одного края она подгнила, с другого его погрызла мышь, с третьего торчит щетина. Обращаетесь в суд, а тот выносит решение: иск необоснован, есть колбасу можно. Тем более экспертиза показала: дефекты – разные. А за то, что ты, простолюдин, посмел судиться с богатым господином, оплати экспертизу твоей вполне съедобной колбасы! И можешь делать с ней все, что твоей потребительской душе угодно.

Воронежские силовики за пару лет повязали ряд адвокатов с поличным, которое они якобы несли судьям. Но ни один судья пока реально не пострадал; неприкосновенные они. Получилось, что адвокаты – черные-пречерные, а судьи – чистые и непорочные. В соцсетях эту картину маслом сочли насмешкой: в цепочке правосудия лишь одно звено оказалось гнилым? И не раз там звучала фраза «не смешите мои тапочки». Но когда эти комментаторы столкнутся с неподкупным нашим судом, смешно им не будет.

А с возмещением АвтоВАЗу расходов на экспертизу тоже вышло забавно. Пристав Коминтерновского РОСП Беляев взыскал с моей зарплатной карточки 25 тысяч плюс исполнительские расходы, одновременно начал списывать треть пенсии, кроме того, заблокировал действия с машиной.

Но это совсем другая история. Хотя и об одном и том же.

Комментарий

Александра Тищенко, руководитель Межрегионального общества защиты прав потребителей «Лига потребителей»:

- По закону автомобиль - технически сложный товар, и вернуть его производителю можно только при наличии существенного недостатка. Верховный суд разъяснил, что это такая проблема автомобиля, которая препятствует нормальной эксплуатации и выявляется повторно после его устранения. Или недостатки неоднократны, требуют несоразмерных денежных и временных затрат на их устранение, а в наилучшем для недовольного покупкой потребителя варианте - вовсе неустранимы. Определение повторности, к сожалению, можно трактовать различно.

Кроме существенности недостатка, автомобиль можно вернуть, если нарушен 45-дневный срок гарантийного ремонта, но и здесь продавец или сервис, учитывая неграмотность потребителя, может обойти эти сроки, просто не оформляя документы на гарантийный ремонт. А если нет документального подтверждения начала ремонта, то и нарушения его срока быть не может.

Мы рекомендуем потребителям при передаче автомобиля (да и любого иного товара) в гарантийный ремонт требовать подтверждающих документов. И даже если в сервис машину не приняли, а просто пообещали заказать деталь для ремонта, нужно получить на руки подтверждающие бумаги.