Страх речи

30 May 2018
A full set of statistics will be available when the publication has over 100 views.

Навязчивый страх, боязнь речи - состояние сильного эмоционального напряжения перед необходимостью говорить в конкретной ситуации: разговор по телефону, при общении с начальником или незнакомыми людьми, при выступлениях перед аудиторией или в общественных местах.

Страх речи - распространённое явление, поскольку человеку сложно контролировать свою речь в стрессовых ситуациях. Это требует большого опыта общения.

Как проявляется страх речи:

  • ощущение нехватки воздуха;
  • сильное сердцебиение;
  • потливость;
  • тошнота и головокружение.

Причины

1. Неудачный опыт речевого общения в эмоционально значимой ситуации.

2. Наличие очевидного речевого нарушения.

3. Недостаточный уровень коммуникативной компетентности и активности.

Страх речи заставляет испытывать беспокойство задолго до возникновения ситуации речевого общения и может принимать форму ярких и мучительных представлений и переживаний. При этом человек может понимать необоснованность подобных страхов.

Избавлению от страха способствует опыт хорошей речи и удачной коммуникации.

Что нужно делать, чтобы преодолеть страх речи

Ежедневно практикуйтесь - старайтесь быть инициатором общения: поинтересуйтесь у коллеги, как он провёл выходные; спросите у прохожего, как пройти или проехать на незнакомую улицу; задавайте вопросы на совещаниях.

Улучшайте качество речи - избегайте использования в бытовом и деловом общении элементов речи, чуждых литературному языку: нецензурные слова, громкие паузы и т.д.

Отмечайте сильные стороны в речи- это может быть приятный тембр голоса или умеренный темп речи, возможно вы отлично декламируете стихи или умеете хорошо описывать события из жизни.

Сконцентрируйтесь на достижении положительной цели - чаще представляйте себе успешное выступление или беседу, или телефонный разговор, когда ваш голос звучал свободно, все высказывания составлялись легко, а беседа была приятной.

Изучайте формулы речевого этикета и используйте их в бытовом и деловом общении

Доброе утро!

Рад приветствовать вас!

До скорой встречи!

Позвольте попрощаться.

Очень тронут вашим вниманием!

Вы так предупредительны!

Приношу вам свои извинения!

Не откажите в любезности.

Я разделяю ваши сомнения.

Я вас не расслышал, повторите пожалуйста.

Разрешите представиться - Иван Любимов - сотрудник отдела техподдержки.

Удачных занятий и лёгкой речи!

Автор упражнений и рекомендаций - Шамардина Анастасия - логопед для взрослых.