Автомобильный парк Николая II

Автомобили, столь привычные в XXI веке, сотню лет назад были диковинкой и уделом самых богатых и привилегированных членов общества. Впрочем, их история начинается в середине XVIII века, когда была изобретена первая паросиловая машина.

Пример паросиловой машины
Пример паросиловой машины

В начале XIX века была изобретена первая машина с двигателем внутреннего сгорания, которая и развилась со временем в современные автомобили. В России автомобили начали появляться с конца XIX века, но воспринимались скорее как игрушки, нежели серьезной замены привычным способам передвижения.

Министр императорского двора, барон Владимир Фредерикс, в конце 1890х годов закупает паровую повозку Gardner-Serpollet и решает показать её Николаю II. Обе попытки продемонстрировать чудо техники не увенчались успехом - оба раза повозка ломалась в самом начале, что отстрочило появление автомобильного парка на несколько лет, ведь выглядело это всё крайне ненадежно. Едва-ли император согласился бы использовать в путешествиях повозку, которая может сломаться в любой момент и порушить планы.

Паровая повозка Gardner-Serpollet
Паровая повозка Gardner-Serpollet

Настоящим популяризатором автомобилей при царском дворе стал князь Владимир Николаевич Орлов, которые в 1904 году предоставил в распоряжение императора свой Delaunay-Belleville. Изобретение французской компании со штаб-квартирой в Сен-Дени пришлась по вкусу Николаю II, который начал использовать автомобиль в ежедневных поездках.

Один из автомобилей Delaunay-Belleville
Один из автомобилей Delaunay-Belleville

Впрочем, вскоре император решил приобрести свой автомобиль и заказал Delaunay-Belleville 40HP - один из первых лимузинов представительского класса в истории.

Цесаревич Алексей, сын Николая II, за рулём Delaunay-Belleville 40HP
Цесаревич Алексей, сын Николая II, за рулём Delaunay-Belleville 40HP

Стало очевидно, что большому царскому семейству нужен будет не один и не два автомобиля. Как раньше принято было строить конюшни, в 1905-1906 годах построили два автомобильных гаража для будущего императорского парка: в Царском Селе и Петергофе.

Фотография императорского гаража в Царском Селе
Фотография императорского гаража в Царском Селе

В 1907 году в структуре Министерства Императорского двора появился гараж, управлять которым назначили князя Орлова. Семь закупленных в 1906 году автомобилей обошлись казне в 100 000 рублей (63 млн нынешних рублей, если исходить из пропорции 1:630). Помимо этого, автомобили дорого обходились в содержании: тогда они не были распространены, шиномонтажку на каждом шагу не удавалось найти.

В 1911 году был закуплен один из самых дорогих автомобилей царского гаража - Rolls-Royce Silver Ghost.

Rolls-Royce Silver Ghost
Rolls-Royce Silver Ghost

Помимо рекламируемой надежности, кузов этого автомобиля был покрыт серебром. Помимо вышеупомянутых автомобилей в распоряжении императора и его семьи были ранние модели таких известных сегодня марок, как Renault, Peugeot и Мегсеdes. Примечательно, что в начале XX века для многих Мегсеdes использовались кузовы российского производства.

Mercedes-Benz 22/40 HP Phaeton
Mercedes-Benz 22/40 HP Phaeton
Renault Type CB Coupe de Ville
Renault Type CB Coupe de Ville

После Февральской и Октябрьской революций 45 автомобилей царской семьи достались Владимиру Ильичу Ленину, некоторые из которых он использовал (но не брезговал и покупкой других, более современных).