Антиутопия | литературный жанр

Пугающее общество, отталкивающие персонажи и красочные описания «плохих» мест с насыщенной энергией деградации – характерные черты для литературного жанра антиутопия. Нестандартный социум будущего, который показывает унылую перспективу – антиутопический символизм.

Данный жанр уместно описать несколькими словами – контрастный мир темных красок. Его сюжеты держат читателя в постоянном «накале» страстей и перипетий. Всё вертится вокруг главного героя, который отказывается действовать «по приказу». Его желание быть идеальным ни глядя ни на что не позволяет открыто демонстрировать своё негодование. У читателя подобный персонаж вызывает безоговорочный интерес: любопытно предугадывать поступки лицемера.

Первое тематическое творение было создано в XVII веке Томасом Гоббсом – «Левиафан». В следующем столетии в России тему антиутопии в литературе стал использовать Михаил Херасков, написав роман «Кадм и Гармония». Расцвет «упаднических» идей на «шуршащих» страницах пришёлся к XX веку. Евгений Замятин в произведении «Мы» подчеркнул ничтожность человеческой личности, согласно канонам жанра, и сравнил людей с «винтиками» механизма.

«Оформленность» жанра антиутопия в XXI столетии привела к созданию нового направления в литературе – киберпанк, которое демонстрирует упадок человеческой культуры в эпоху компьютерных технологий.