331 subscriber

Отпуск на колесах

Реклама в Дзене
2,7k full reads

Путешествие на машине кажется чем-то очень простым - сел и поехал. Где ещё, как не в нашей необъятной, нужно путешествовать на машине? При этом автопутешествия пока не стали массовыми. Почему? В этой статье мы разберем автопутешествие по винтикам - куда поехать, как подготовиться, зачем заранее прорабатывать маршрут, где переночевать и сколько всё это может стоить.

Семейное автопутешествие по России
Семейное автопутешествие по России

В чем притягательность автопутешествий?

О, она во многом. Я, например, очень люблю ощущение свободы, которое дарит автомобиль – ты можешь менять план поездки, так, как только тебе захочется. Узнал, что неподалеку есть интересный водопад, и вот ты уже любуешься брызгами, играющими на солнце.

А ещё, автопутешествия дарят много новых впечатлений: каждый день новые виды, новые дороги, новые достопримечательности. Утром встал, позавтракал и вперед. Весь день ты будешь смотреть лучший в мире телепроект – мир перед твоими глазами.

Путешествие на машине позволяет, не только увидеть интересные достопримечательности и красоты, но и даёт возможность получить удовольствие от дороги. Много лет спустя, я часто вспоминаю эмоции от мелочей: верблюд, пасущийся в Крыму, или удивительно вкусные фрукты, купленные на обочине в Чечне, или вид с хребта Мустатунтури по дороге на п-ов Рыбачий.

Висячие озера на хребте Мустатунтури, Заполярный круг, Мурманская область
Висячие озера на хребте Мустатунтури, Заполярный круг, Мурманская область

Когда управляешь автомобилем, то управляешь ещё и временем, и общением. Это важно, что есть свое укромное место - привычный автомобиль. И не нужно все время общаться с людьми, как при поездке в туристической группе. Ты сам выбираешь: ещё погулять по развалинам древнего города или отправиться выпить кофе на террасе с красивым видом. Лично мне нравится и потусить с другими участниками путешествия на прогулке по достопримечательностям, и насладиться семейным общением внутри машины.

Ну и самое главное – на машине можно доехать до тех мест, куда не возят туристов автобусами и про которые не пишут в списках «10 лучших достопримечательностей». В этих местах еще есть уникальность, тишина и красота, которыми можно насладиться без очередей и суеты.

Куда можно поехать?

Да куда угодно! Самый простой вариант – это маршрут «выходного дня». Обычно он рядом с вами, в пределах 200-300 км. Такое путешествие относительно легко спланировать и осуществить.

Есть люди, которые отправляются в дальние путешествия на месяц-два, иногда это даже больше похоже на экспедицию. Но найти столько времени мало у кого получается, а трудозатраты на подготовку и реализацию такого путешествия бывают столь значительны, что становятся уделом узкого круга заядлых путешественников.

Дорога к Кызыл-Таш, Кош-Агачский район, Республика Алтай
Дорога к Кызыл-Таш, Кош-Агачский район, Республика Алтай

Очень разумный вариант, на мой взгляд, это путешествие на неделю-две. Это логично укладывается в жизнь с работой и отпусками, прекрасный вариант семейного отдыха и за это время можно много всего увидеть и узнать.

Горный перевал в Аргунском ущелье, Чеченская республика.
Горный перевал в Аргунском ущелье, Чеченская республика.

Так что при выборе «куда?», сначала нужно решить – сколько есть времени. Хорошее путешествие, когда можно подробно исследовать новый регион – это примерно неделя. День-два туда, пять-шесть дней вдумчиво изучать окружающий мир и вернуться обратно. По моему опыту за это время проезжаешь 3-5 тысяч км, так что регионы путешествий для условного жителя Питера или Москвы – от Кавказа до Мурманска и от Смоленска до Урала.

Как самостоятельно подготовиться к автопутешествию?

Можно пойти двумя путями – подготовить маршрут самому или присоединиться к тем, кто делает это профессионально.

Если готовиться самостоятельно, то придется много времени и сил потратить до начала поездки. Сделать общую «нитку» маршрута с дистанциями, временем и местами ночевки. Найти хорошие отели и забронировать их, либо поискать удобные места для кемпинга. Больше всего времени уйдет на поиск достопримечательностей. Необходимо подготовить общий список, узнать подробности, понять можно ли проехать на машине и сколько это займет времени, как-то собрать в общем виде информацию про локации – как проехать, координаты, описания, фото, время работы и т.д. Потом разложить это всё по времени и логистике, и заново откорректировать первоначальные планы. Например, в горах бесполезно считать расстояние в километрах, гораздо важнее понимать, сколько времени займет путь. Поэтому детальная проработка маршрута до путешествия очень сильно влияет и на саму поездку. И все равно, сколько бы вы заранее не готовились дистанционно, на местности часто все оказывается несколько иначе.

Нитка маршрута с локациями, которые хотите посетить, должна быть логично соединена дорогами
Нитка маршрута с локациями, которые хотите посетить, должна быть логично соединена дорогами

Другой вариант — это присоединиться к профессионально организованному путешествию, где всю подготовительную работу уже сделали за тебя, ты только выбираешь, куда и когда. И что не менее важно, в таком путешествии ты всегда можешь рассчитывать на помощь в дороге.

Выбор организатора путешествия - задача непростая. Не потому, что легко ошибиться, а потому, что профессиональных организаторов автопутешествий пока не много.

Дальше я хочу рассказать про путешествия, которые мы организуем вместе с командой фестиваля Ладога-Трофи. На нашем примере удобно описать все этапы создания интересного автопутешествия.

Старт автопутешествия по Чеченской республике и Дагестану, май 2021 года.
Старт автопутешествия по Чеченской республике и Дагестану, май 2021 года.

Выбор направления

При выборе направлений мы ориентируемся на сезонность и тематическую наполненность. Например, в Крым мы ездим осенью, потому что летом там очень много людей, тесно и суетно, да к тому же днём очень жарко. Зато в октябре можно спокойно зайти в любой музей без очередей, на дорогах нет пробок, а бархатный сезон позволяет путешествовать с температурным комфортом.

Под тематической наполненностью мы понимаем культурологическое наполнение маршрута. Например, в путешествии из Петербурга в Москву мы не только знакомимся с путевыми дворцами и старинными городами, но и окунаемся в историю Государевой дороги – узнаем как и когда начали строить дороги на Руси, что за Ямы такие есть в названии городов, (например Ям-Ижора) и как появилось название поселка Черная грязь.

Марка вашей машины также влияет на выбор направления, но уже не так сильно. Большинство наших путешествий рассчитано на любую технику: хоть внедорожник, хоть легковой автомобиль. Хотя конечно бывают и исключения. Например, в путешествие по Кольскому полуострову на стандартной легковой машине отправиться нельзя.

Проработка маршрута, история и культурология

При подготовке маршрута мы очень большое внимание уделяем взаимосвязи увиденного с историей и культурой посещаемых регионов. Например, Чеченская республика и Дагестан в наших путешествиях это не просто красивейшие горные перевалы и атмосферные города Кавказа, это, в первую очередь, погружение в историю и культуру этих мест. В каждое наше путешествие мы готовим полноценный путеводитель с описанием городов, достопримечательностей и природных объектов. Мы тщательно подбираем самое интересное, описываем историю, культуру или архитектуру объектов, приводим фотографии и точные координаты, группируем всё это по дням и готовим точки и треки для навигационных программ.

Например, для небольшого двухдневного путешествия по Карельскому перешейку и Выборгу, мы предлагаем путеводитель на 140 страниц.

Прекрасно понимая, что читать не всем удобно, мы весь наш путеводитель записываем в формате аудиогида, чтобы его можно было слушать в дороге.

Особенностью наших путешествий является большое количество объектов, можно даже сказать избыточное. Посетить их все за время путешествия - почти нереально. Это, с одной стороны, позволяет передать участникам максимальное количество знаний о регионе, а с другой – дает возможность самостоятельно выбрать самые интересные места. Кого-то привлекают развалины древних городов, кому-то больше по душе храмы, а некоторым важно увидеть вершину горы на закате.

Передвижение на маршруте и безопасность

Мы сами не очень любим движение колонной и поэтому не настаиваем на строгом движении друг за другом. У нас каждый волен ехать по маршруту в своем темпе.

На ежедневных брифингах мы подробно рассказываем про предстоящий день – на что стоит обратить внимание, какое состояние тех или иных дорог, какие объекты выбрать с учетом ваших интересов, сколько времени уйдет на вдумчивую прогулку по тем или иным достопримечательностям. Маршрут мы оформляем в точки и треки, поэтому каждый участник путешествия знает «нитку маршрута».

На маршрут большинство участников выезжают самостоятельно, с учетом индивидуальных особенностей времени сборов по утрам, комфортного темпа движения и жажды фотографирования. При этом у нас есть связь между машиной организаторов и участниками, есть общий чат, где мы отвечаем на вопросы, а участники делятся фотографиями, эмоциями и советами где по дороге вкуснее всего можно перекусить.

Машина организаторов также идет по маршруту и некоторые участники (по желанию) двигаются вместе с ней. Это позволяет не задумываться о навигации и поиске поворотов. Таким образом, мы предоставляем выбор удобного для вас способа путешествия: в компании других участников или же самостоятельно, опираясь на готовые треки и путеводитель.

Движение по маршруту в Крыму
Движение по маршруту в Крыму

При этом мы все, и те, кто едет группой, и те, кто едет отдельно, постоянно пересекаемся на разных локациях – гуляем, разговариваем, делимся эмоциями. Это очень украшает поездку и многие отмечают в отзывах, что именно командная составляющая создает особую атмосферу поездки.

Также для многих очень важно ощущение безопасности, которое дает путешествие в организованной группе. Например, психологически в Чечню проще поехать с людьми, , которые уже побывали там несколько раз, да еще и с группой. Мы часто используем спутниковые системы слежения для участников и придём на помощь, если участник застрял или у него сломалась машина. Мы всегда на связи и в длинных путешествиях у нас обычно несколько машин организаторов.

Ночевки и питание

Почему-то существует устойчивый миф, что автопутешествия в группе, это всегда проживание в палатках. Мы во многих наших путешествиях проживаем в отелях.

Вообще мы всегда стараемся предложить разные варианты проживания. Например, в зимних исторических поездках по городам Золотого кольца, Новгородской области или Вологдчины, мы всегда ночуем в гостиницах. А в поездках на север, на побережье Баренцева моря или в Хибины, мы ночуем в палатках или машинах, там просто нет хороших альтернатив. В путешествиях по Крыму, Чечне и Дагестану можно ночевать и в гостиницах, и в палатках – кому как больше нравится, каждый выбирает для себя, а мы подсказываем как это лучше организовать.

Питание в дороге в существующих реалиях проблемой не является, многие, даже придорожные кафе, вполне неплохо кормят. А иногда бургерные, открывшиеся в небольших городах, способны приятно удивить даже столичных жителей.

Сколько это стоит?

Точно рассчитать плановые затраты на автопутешествие не просто, это не тур «всё включено». Здесь много индивидуальных параметров, например, выбор способа ночевки – гостиница или палатка. Обычно в путешествиях мы предлагаем бронировать тот же отель, в котором будем жить сами, но участник может выбрать любой отель поблизости, кто-то, например, может предпочесть отель повыгоднее, а кто-то пооснащённее.

Стоимость топлива и протяженности платных дорог также индивидуальна. Кто-то ездит на мощном внедорожнике с большим расходом топлива, а кому-то комфортно в экономной легковушке.

Со своей стороны, за подготовку и сопровождение на маршруте, мы берем деньги только за машину участника, а количество человек в неё на стоимость не влияет. Это позволяет участникам объединяться друзьями или брать с собой всю семью.

Стоимость участия в наших путешествиях различная, от 7 500 рублей за небольшую 2-х дневную поездку до 35 000 рублей за большое путешествие, например по Кавказу или на Кольский полуостров.

Как показывает практика - в общих затратах на поездку, сумма взноса за участие не является существенной, а организованное, безопасное, интересное и познавательное путешествие увеличит качество вашей поездки настолько, что вы станете просматривать наш календарь, перед тем как планировать отпуск. Причем мы знаем это почти наверняка, так как к нам часто приезжают по второму, третьему и четвертому разу.

Если всё-таки посчитать полные затраты на путешествие, то например, участие наших московских друзей в путешествии по осеннему Крыму, с учетом всех затрат (проживание в отелях, топливо, платные дороги, питание в кафе и ресторанах, оплата музеев) обошлось им в 110 000 рублей, для семьи из трех человек с маленьким ребенком на комфортном, но прожорливом автомобиле.

Так ехать или не ехать?

Мы думаем, что ездить в автопутешествия нужно обязательно. Будете вы это делать самостоятельно или с помощью организаторов, отправитесь за несколько тысяч километров или выберетесь на выходные рядом с домом не важно, главное - попробовать.

Ну и небольшая памятка:

- Выбор направления зависит не столько от вашего автомобиля, сколько от тщательности проработки маршрута.

- Предварительная подготовка не менее важна, чем само путешествие.

- Весь мусор который вы произвели нужно обязательно довезти до урны.

- Если у вас нет опыта автопутешествий, начать лучше с организованной поездки, например, с нами :))

- В нашем расписании на этот год семнадцать различных маршрутов протяженностью от 2 до 9 дней и с географией от Кавказа и Крыма, до Баренцева Моря. Мы организуем приключения уже более 25 лет и очень любим эту работу.

  • Листайте ниже и выбирайте путешествие. Мы дарим 25% скидку на любое путешествие при подаче заявки до 20 апреля.