Казанский авиазавод: от легендарного Пе-2 до “Белого лебедя”

Самолет Пе-2 — основной фронтовой бомбардировщик Красной Армии в годы Великой Отечественной войны. Фото с сайта 8mtd.su
Самолет Пе-2 — основной фронтовой бомбардировщик Красной Армии в годы Великой Отечественной войны. Фото с сайта 8mtd.su

Казанский авиазавод построен в 1932 году, к 1941-му освоил производство дальнего бомбардировщика Пе-8 и пикирующего бомбардировщика Пе-2 (получил прозвище “Небесный танк”). Последний стал основным фронтовым бомбардировщиком Красной Армии в Великой Отечественной войне. И тот и другой самолеты внесли значительный вклад в Победу.

По договоренности с отделом по связям с общественностью и благодаря начальнику бюро Казанского авиационного завода имени С.П.Горбунова Рамилю Зарипову нам удалось побывать в музее истории режимного предприятия.

Сначала в музей, а затем — на рабочее место
Макеты самолетов и уникальные документы расположены на площади, в четыре раза превышающей музей “Химпрома”. Я также переговорил с известными ветеранами завода. Рамиль Раисович дал возможность подробнее ознакомиться с экспозицией музея и больше часа рассказывал о славной истории завода, которому исполнилось 90 лет. И любезно подарил книги, в которых изложена история завода.
— Каждый поступающий к нам на работу в первую очередь должен посетить музей и ознакомиться с историей завода, таков порядок, — начал он свой рассказ. —  Так человек узнает, какие высокие достижения сделаны в прошлом и какие заложены трудовые традиции.
На заводе большое внимание уделяется вопросам подготовки кадров, прежде всего молодых рабочих, их воспитанию в патриотическом духе. В настоящее время 30% работников завода составляет молодежь до 30 лет. Фонд музея постоянно пополняется новыми экспонатами, изданы книги про трех знаменитых директоров, летчиков-испытателей и другие материалы.

“Пешки” — на Берлин
В октябре 1941 года, когда немцы стояли под Москвой, авиазавод № 22 из столицы был эвакуирован в Казань. Объединение двух заводов в один произошло нелегко из-за неравных условий труда и большой скученности в жилом фонде. Число работающих достигло  30000 человек. В результате в один из ноябрьских дней  на заводе вспыхнула массовая драка, в которой участвовали и женщины, между казанцами и москвичами. Дрались зло и яростно. Путем неимоверных усилий руководству завода вместе с подоспевшими сотрудниками НКВД удалось остановить драку. Чекисты еще ликвидировали отряд немецких шпионов, переодетых в красноармейские формы. Они собирались совершить диверсию на предприятии.

Владимир Петляков — создатель легендарного фронтового пикирующего бомбардировщика Пе-2. Самолет, в котором он летел 12 января 1942 года из Казани в Москву, загорелся и упал в поле около Сергача. На этом месте установлен памятник погибшему конструктору и трем летчикам.
Владимир Петляков — создатель легендарного фронтового пикирующего бомбардировщика Пе-2. Самолет, в котором он летел 12 января 1942 года из Казани в Москву, загорелся и упал в поле около Сергача. На этом месте установлен памятник погибшему конструктору и трем летчикам.

От Петлякова до Королева
Катастрофическое положение на фронтах привело к тому, что многих опытных специалистов цеха окончательной сборки призвали в действующую армию. Их заменили выпускники ФЗУ, старики и подростки 15-16 лет. Это сразу же сказалось на качестве сборки. Авиаконструктор “пешки” В.М.Петляков дневал и ночевал в сборочном цехе, требуя от работников правильного выполнения всех операций сборки. Сам лично осматривал собранные самолеты, нередко находя дефекты. В январе 1942 года контрольные мастера были закреплены за производственными группами. Кстати, работали по 12 часов, и подростки часто спали здесь же, в цехе.
Я с удивлением  обнаружил, что заводская газета печатала и критические статьи по организации производства, качеству агрегатов и проблемам кадров. По следам публикаций устранялись недостатки. Между прочим, выносить экземпляры многотиражной газеты за пределы предприятия в то время не разрешалось, и сейчас тоже.
С 1942-го по 1946 год будущий главный конструктор космических кораблей С.П.Королев работал в Казани, в ОКБ тюремного типа. Реактивные установки, разработанные им, позволили сократить длину разбега самолета при взлете, повысить скоростные характеристики пикирующего бомбардировщика Пе-2, что было очень важно для фронта.

Все для фронта: и самолеты, и летчики
Каждые сутки завод отправлял на фронт по 10-12 боевых самолетов Пе-2. Сводка о сдаче самолетов ежедневно ложилась на стол Сталину. За годы войны их было выпущено более 10 тысяч. Пе-2 стал основным бомбардировщиком отечественных ВВС. Для отправки на фронт самолетов Пе-2 с заводского аэродрома “Борисоглебское” был расквартирован 221-й отдельный перегонный полк ВВС.
При заводе была создана летная школа, в которой готовили летчиков для фронта. За боевые заслуги на фронтах Великой Отечественной 14 работников завода были удостоены звания “Герой Советского Союза”, а коллектив предприятия в 1945 году награжден вторым орденом Красного Знамени за образцовое выполнение задания правительства.
В музее есть документ, где говорится, что, когда на праздновании 40‑летия завода на сцене Дворца культуры по­явился директор В.А.Окулов, который руководил предприятием с 1941-го по 1949 год, 10 минут весь зал стоя аплодировал ему. Он даже прослезился.

Бомбардировщик-ракетоносец Ту-160 по прозвищу “Белый лебедь” — самый мощный и самый тяжелый самолет в мире. Фото с сайта 3mv.ru
Бомбардировщик-ракетоносец Ту-160 по прозвищу “Белый лебедь” — самый мощный и самый тяжелый самолет в мире. Фото с сайта 3mv.ru

Борт № 1
Кроме самолетов после войны завод выпускал также товары народного потребления, в том числе популярные моторные лодки “Казанка”.
В 1966 году в Казани взлетел первый дальнемагистральный турбореактивный пассажир­ский самолет Ил-62. Серийное производство флагмана советского аэрофлота продолжалось 30 лет. Он служил бортом № 1 для первых лиц страны — от Леонида Брежнева, руководителей стран бывшего социалистического лагеря и некоторых африканских государств до Владимира Путина. На нем до сих пор летает северокорейский лидер Ким Чен Ын. На небольшие расстояния по России Путин летает на самолете Ту‑214ПУ, по­строенном в Казани.
В начале 80-х годов на заводе началось освоение сверхзвукового стратегического бомбардировщика-ракетоносца Ту-160 (“Белый лебедь”, по кодификации НАТО “Черный Джек”), с крылом изменяемой стреловидности, аналога которому нет в мире.
При директоре Виталии Копылове освоен и запущен в серийное производство также сверхзвуковой дальний бомбардировщик Ту-22М3. Кстати, эти бомбардировщики нанесли огромный урон объектам и живой силе террористов “ИГИЛ” в Сирии.

Береги, люби и помни
Великий патриот Копылов оставил своему внуку письмо-завещание, где говорится: “Павлик, посылаю тебе на память деньги бывшей могучей державы — СССР, в котором ты успел родиться. Береги, люби и помни, что Родина твоя — Россия, со всеми прелестями и дикостью. Будь верен ей. Желаю тебе здоровья. Дед Копылов”.
Кстати, Виталий Егорович родом из Самарской области, имеет чувашские корни. Ветераны завода утверждают, что один из его заместителей стал невольным свидетелем разговора министра авиационной промышленности СССР Петра Васильевича Дементьева с легендарным директором, когда они перебросились несколькими словами на чувашском языке.
Здесь будет уместно сказать, что Дементьев родился в чувашской деревне Убей в Татарстане. Дважды Герой Социалистического Труда, кавалер девяти орденов Ленина, работал в должности министра 24 года. Между прочим, сыновья его тоже были авиастроителями. Старший, Геннадий, Герой Социалистического Труда, был одним из конструкторов многоразового космического корабля “Буран”. Все члены “крылатой” династии Дементьевых похоронены на Новодевичьем кладбище.
 В декабре прошлого года в Министерстве обороны объявили, что восстановлены и  усовершенствованы уникальные технологические линии завода и будут построены 50 модернизированных стратегических бомбардировщиков Ту-160М2. Они призваны укреплять обороноспособность России. Недавно прошла выкатка на летно-испытательную станцию первого модернизированного ракетоносца.

Григорий ВАСИЛЬЕВ