130 subscribers

Думала, что в «Колобке» главное - мораль. Учителя растолковали, чем на самом деле хороши народные сказки

«Ой, он за всю жизнь только «Колобка» прочитал», — так говорят о людях недалеких. А между тем в русских народных сказках столько пользы!

https://pixabay.com/images/id-6777844/
https://pixabay.com/images/id-6777844/

На эту тему я пообщалась с учительницей начальных классов. Моей соседкой по совместительству. Здесь я буду называть ее просто Ольгой.

Три разных глубины

По словам Оли, такие произведения меняют свою глубину в зависимости от возраста ребенка.

  • Дети 2-3 лет запоминают сам сюжет. Репку сначала посадили, затем вырастили и только потом съели. Можно сказать, что это первое знакомство с причинно-следственными связями.
  • С 4 лет дети способны понимать мораль, зашифрованную в сказке. Не послушал козлик бабушку – остались от него только рожки да ножки. Только вдумайтесь. Из сказок ребенок получает свои первые представления о добре и зле, о храбрости и трусости. Книги формируют нормы поведения!
https://pixabay.com/images/id-2953756/
https://pixabay.com/images/id-2953756/

Но есть еще один уровень понимания сказок. О нем не знают даже современные взрослые. Раньше с помощью сказок славяне объясняли детям природные явления. Не поверите, но самом деле «Колобок» про фазы луны, начиная от новолуния.

А известная всем «Репка»? Она про то, что счастье в семье возможно, когда ощущаешь связь с Родом. В интернете много информации о значении славянских сказок.

Фотограф: Pixabay: https://www.pexels.com/ru-ru/photo/461049/
Фотограф: Pixabay: https://www.pexels.com/ru-ru/photo/461049/

Учим математику и суть явлений

Из сказок дети получают представления о времени, пространстве. Вспомните книгу «Волк и семеро козлят». Почему все козлята прятались в разные места? Как раз чтобы юный читатель учил значение предлогов «за», «под», «над», «около».

Или возьмем «Теремок». Вот он, счет в чистом виде. Сначала мышка жила одна, затем прискакала лягушка, «и стали они жить вдвоем». Заметьте. Числа встречаются практически во всех народных сказках: «Теремок», «Колобок», «Три медведя», «Волк и семеро козлят». Здесь же мы изучаем понятия «далеко-близко», «высоко-низко».

Фотограф: Toa Heftiba Şinca: https://www.pexels.com/ru-ru/photo/1194420/
Фотограф: Toa Heftiba Şinca: https://www.pexels.com/ru-ru/photo/1194420/

Увеличиваем словарный запас

Этот пункт относится ко всем книгам. Но в чем прелесть русских народных сказок, так это в обилии глаголов.

По статистике малышам сложнее всего запоминать именно глаголы. Ученые выяснили что двухлетние дети, которые знают глаголы, быстрее учатся говорить предложениями.

Здесь же мы знакомим ребенка со сравнениями, синонимами. Показываем противоположные по значению слова.

https://pixabay.com/images/id-6133807/
https://pixabay.com/images/id-6133807/

Сказки отлично тренируют память. Многие из них построены по принципу присоединения: «я от зайца ушел, я от волка ушел, я от медведя ушел». Мы до конца сказки перечисляем всех героев, кто встречался на пути. А это отличное упражнение для тренировки слуховой памяти.

Народное творчество не такое простое, как может показаться. А какие сказки читаете внукам вы?

Подписывайтесь на мой канал и оставляйте комментарии.