Всю жизнь вложила, а сын обижается?

31.03.2018

- Сын на меня обижен, представляешь? - грустно делится знакомая, пятидесятилетняя Ирина. - Воспитывала я его, оказывается, неправильно. Надо было не так! Надо было не лезть, не мешать, дать ему волю... Вот каково мне это слышать теперь, а? Я ведь всю жизнь вокруг него строила. Зря? Но если бы не я, где бы он сейчас был, чем бы занимался?

... Сын Ирины Андрюша с детства был самым обыкновенным ребенком. Без особых талантов и способностей. У всех подруг были дети-вундеркинды: с года разговаривали, с двух - рассказывали наизусть сказки Пушкина, с трех - читали по слогам. Андрюша и заговорил поздно, и стихов не декламировал, и не только буквы - цвета-то не мог запомнить чуть ли не до пяти лет.

- Заниматься надо с ребенком! - уверенно говорили Ирине окружающие, сочувственно глядя на Андрюшу и не понимая ни слова из его сбивчивой шепелявой речи. - Разговаривать! Читать каждый день! Тогда и он будет пытаться говорить внятно и четко формулировать мысли. Ты - читаешь ему?..

Никто не верил, что Ирина добросовестно занималась с ребенком каждый день. Таскала его по врачам учила рисовать и лепить, терпеливо, раз за разом, долбила с ним цвета, формы, фигуры, буквы и цифры, водила то в бассейн, то на бисероплетение для развития моторики, то на народные танцы. Результаты, конечно, были, но назвать их пропорциональными вложенным усилиям было сложно. Андрюша пошел в школу, кое-как читая по слогам, с заминками считая до двадцати, и с грехом пополам запомнив несколько стихотворений для самых маленьких - из тех, которые ровесники рассказывали в яслях.

Ну хоть не хуже всех, да и ладно.

Все школьные годы Андрюша учился на тройки, с редкими вкраплениями четверок, да и то под неусыпным маминым контролем. Мама работала по полдня, остальное время посвящала сыну - тренировали почерк, решали задачи, читали, бесконечно долго учили стихи и слова на иностранном языке. В первом классе, во втором, в пятом, в девятом...

Никаких особых интересов у Андрюши не появилось, разве что сидеть на диване да смотреть телевизор, учился он без всякого желания, тем не менее хитрить особо и отбиться от рук не пытался, с младенчества усвоив, что у мамы не забалуешь. Мама обязательно проверит и дневник, и задание, и с учительницей встретится, поговорит - так что выкручиваться себе дороже.

Так, с мамой рука об руку, Андрюша и закончил школу.

На все вопросы о будущем Андрюша только мычал да пожимал плечами, поэтому мама начала кампанию по подготовке поступления сына в вуз по собственному разумению. За несколько лет до окончания школы мама собрала информацию о вузах, рассмотрела десятки технических специальностей, делая скидку на то, что сын абсолютно не гуманитарий. Поговорила с людьми, порылась в интернете, прикинула возможности - и сделала выбор.

- Очень хороший вуз! У МарьПетровны дочка его закончила пять лет назад, с работой теперь никаких проблем!.. И от дома недалеко! И учиться не очень сложно!

Андрюша воспринял все как должное, возражать не пытался, к нанятым мамой репетиторам ходил аккуратно, но поступить на бюджет выбранного учебного заведения, несмотря на все вложенные усилия и деньги, не смог.

Мама крякнула, заняла денег, набрала подработок и устроила сына учиться  на вожделенную ею специальность платно.

Потом были почти шесть тяжелых лет, наполненных нервами, переживаниями, мамиными слезами и большими денежными тратами. Не мытьем, так катаньем, неусыпным контролем мама дала Андрюше высшее образование - сама писала за него рефераты, делала курсовые, скачивала литературу, отправляла Андрюшу каждый день на лекции и следила, чтобы не было пропусков. Диплом, слава Богу, в кармане. Андрюша по знакомству работает менеджером  в компании, принадлежащей брату маминого одноклассника, и, как теперь выяснилось, очень обижается на маму.

Он абсолютно не может реализовать себя на работе, потому что это не его. Не его специальность, не его жизнь, не его мечта.

Вот был бы он дизайнером. Или юристом. Или стоматологом. Или психологом, на худой конец - у всех у них жизнь интересная, работа просто мечта, не то, что у Андрюши. Вот на кого надо было учиться. Но мама не дала в свое время выбрать специальность, а теперь уже поздно...

Как считаете, это Ирина виновата, что вырастила вот такое чудо?
Задавила мальчика авторитетом? Не дала самореализоваться, выбрать специальность, не позволила идти своим путем?

Да, но а как иначе? Вот есть ребенок без способностей и интересов, которого если не подгонять, он и с дивана не встанет. Как воспитать в нем самостоятельность?

Надо было, чтобы учился сам с первого класса? Набивал шишки, делал задания, получал и исправлял двойки? - да не мог он сам-то, в том-то и проблема. Не все рождаются со звездой во лбу, и Андрюша из тех, кому объективно нужна была помощь в учебе. И контроль, ежедневный и неусыпный. Быстренько бы скатился, перестал учиться, попал в компанию двоечников-неудачников...

Без мамы он и школу бы не закончил, а так - диплом имеет, работает, не хуже людей.

Все-таки, как считаете, Андрюшина мама - героиня, поставившая непутевого сына на ноги, или чудовище, которое пытается манипулировать сыном и прожить чужую жизнь?
Что скажете?

Обсуждение здесь

Если вам понравился материал, жмите "лайк" и подписывайтесь на канал!