Очерк Джеймс Вана

Глядя на его улыбчивое лицо, трудно представить, что этот человек, талантливый австралийский режиссер и создатель самых жутких хорроров современности – Джеймс Ван. В 27 лет он стал самым молодым и хорошо зарабатываемым режиссером, сняв самый прибыльный фильм ужасов всех времен – «Пила». Прокат ленты принес огромные деньги – свыше 100 миллионов долларов при весьма скромном бюджете – всего 1,5 миллиона.

Кто же он – Джеймс Ван?

Ему всего 42 года, а он успел снять девять фильмов, выступить продюсером девяти картин и написать сценарий для восьми хорроров. Впечатляющая фильмография, говорящая о таланте и разноплановости этого человека, и, конечно же, его огромной работоспособности. А ведь он провел обычное детство в Кучинге, после окончания школы вместе с семьей перебрался в Мльбурн, где поступил в киношколу. И может быть мир не узнал о нем, если бы с другом Ли Уоннелом, он в качестве зачетной работы не снял короткометражку «Пила». Руководитель настолько был поражен, что отправил пленку в Голливуд, после чего Вана и Уоннела пригласили на съемки полнометражной картины по их сценарию.

Главный фильм Джеймса Вана

Я не большая поклонница фильмов ужасов, но «Пилу» – первый фильм Джеймса Вана смотрела на одном дыхании: слишком необычен показался сюжет, разворачивающийся в обычном туалете. И надо сказать, мне было по-настоящему страшно! И не от огромного количества крови, отрезанных конечностей или убийцы-психопата, намеренно убивающего группу-подростков, – деталей, которыми так изобилуют современные слэшеры и сплэттеры, – их там просто не было.

“По признанию режиссера, он принципиально не делает кровавых фильмов, а старается создать напряженную атмосферу за счет мелких деталей, игры света и тени, неожиданных ракурсов, длинных пауз и тревожно-звучащей музыки.

Мое воображение интенсивно работало, додумывая и представляя страшные сцены, в конечном итоге, так и не происходившие. И это еще одна загадка фильмов Вана – в самый последний момент сюжет делает головокружительный разворот, все произошедшие события становятся понятыми, но с другой, режиссерской точки зрения. И к этому, я до сих пор не могу привыкнуть, смотря его картины. Никогда не угадаешь, чем в итоге закончится фильм!

И может быть, поэтому хорроры пользуются огромной популярностью: фантазия режиссера беспредельна, куда она заведет тебя в следующий раз, неизвестно. Продолжение ленты я ждала, думая о том, чем еще удивит меня Джеймс Ван. К сожалению, «Пила 2» не оказала на меня такого же впечатления, как первый хоррор. Может из-за того, что он выступал в нем в качестве продюсера, а не режиссера и сценариста.

Удивление продолжается

И все же Джеймс Ван смог повторит успех, сняв совместно с Ли Уоннелом завораживающий «Астрал». Посмотрев картину, я сразу поняла, что он большой поклонник привидений и старых домов с призраками! Фильм начинался как обычная история о полтергейсте, но с каждым поворотом сюжета на экране разворачивался пугающий потусторонний мир со своими правилами и законами, пред которым обычный человек слаб и бессилен. Многие считают, что фильму не хватает пугающих сцен, но именно это, а также превосходный визуальный ряд и жуткая атмосфера выделяют ленту из рядовых хорроров. Недаром фильм стал сверхуспешным и самой прибыльной лентой 2011 года, заработав в кинопрокате свыше 90 миллионов долларов.

«Заклятие» – это больше, чем фильм ужасов

Сразу могу сказать, «Заклятие» – самый пугающий фильм, который я когда-либо смотрела в своей жизни. Режиссер. Основанная на реальных событиях 1971 года, экранная история, разыгранная великолепными актерами Патриком Уилсонаом и Верой Фармиг, держит тебя в постоянном напряжении до самого конца картины. В ней рассказывает о сложности и специфичности работы демонологов, сталкивающихся с потусторонним миром, обычно не заметным обывателям.

Джеймс Ван остался верен себе, отказавшись от кровавых сцен и сосредоточившись на традиционных трюках и приемах, используемых ведущими создателями хорроров. Так, в этой ленте впервые появляется жуткая кукла Аннабель – посредник-марионетка между нашим и потусторонним миром, ставшая впоследствии героиней собственного фильма «Проклятие Аннабель».

Хотя сам режиссер утверждает, что в детстве он пересмотрел «Полтергейст» и не любит кукольных персонажей, но они постоянно фигурируют в его триллерах и хоррорах. Достаточно вспомнить Билли из «Пилы» – не менее ужасный образ, послуживший основой для выпуска линии аналогичных масок и другой атрибутики.

В картине ярко проявляется черта, характерная для многих лент Джеймса Вана – на экране разворачивается «семейная драма». В центре сюжета – обычное семейство, благополучие которого нарушает демон, вселившийся в куклу, герои ищут способ противостояния. Находят или нет? Вопрос остается открытым для тебя и по окончании фильма!

Джеймс Ван: талантливый режиссер или бизнесмен?

Джеймс Ван – гениальный режиссер, в котором яркий творческий талант сочетается с превосходными предпринимательскими способностями. Этот человек знает, как запускать сериалы, на которых можно зарабатывать приличные деньги. Из девяти его работ, где он выступал режиссером, шесть стали популярными «долгоиграющими» франшизами, включающими от 4 и до 8 картин. Причем затраты на их создание не только оправдались, но обеспечили ему и продюсерам миллионные прибыли. Стоит упомянуть его первый хоррор «Пила», который при бюджете в 1,5 миллиона долларов имел огромные кассовые сборы – 100 миллионов долларов. «Заклятие» – еще одна его лента, заработавшая в прокате 297 миллионов долларов и ставшая самой успешной в карьере Вана.

Как ему удается одновременно заниматься любимым делом и зарабатывать? Загадка! Но он, как никто другой, смог не превратиться в очередного режиссера-сериальщика, занимающегося выпуском посредственных, но, прибыльных, фильмов. Зачем же ему нужны деньги? Как он сам признается, чтобы иметь больше финансовых возможностей при съемке своих картин использовать все современные инструменты, позволяющие делать сцены действия насыщенными и предельно жуткими.

И здесь вспоминаются его первые малобюджетные проекты, где, не имея возможности реализовать все технические эффекты, он создавал атмосферу ужаса с помощью акустических эффектов: громкими звуками и жуткой тишиной, способной в любой момент обернуться чем-то неизвестным. Как и Хич Кок, утверждающего, что звук стимулирует фантазию зрителя, он по-прежнему делает больше ставку на пугающий звук и тишину, нежели на изображение.

Чем примечательны его фильмы?

Все картины Джеймса Вана, как и других гениальных режиссеров, обладают неповторимыми, присущими только им признаками.

Особая цветовая коррекция

Так, в его фильмы всегда сняты в насыщенных синих и зеленых цветах – режиссер активно пользуется цветокоррекцией. Периодически появляются яркие красные или желтые пятна, которые намеренно приглушаются, помогая создавать зловещую атмосферу. Каким бы ни был привычными визуальный стиль, он не надоедает и делает фильмы Вана узнаваемыми на фоне остальных хорроров.

Длинные кадры

Это излюбленный прием Джеймса Вана, используемый для создания саспенса – тревожного ожидания перед очередным поворотом сюжета в картине. Камера долго снимает окружающее пространство, заставляя искать опасность за каждым углом и напряженно ждать, когда же произойдет что-то ужасное. Часто она сопровождает героя со спины, создавая эффект соучастия и заставляя невольно сочувствовать персонажу в его незавидной доле. Подобные моменты часто встречаются в его фильмах, и может быть запоминаются именно тревожным чувством ожидания чего-то плохого, что вот-вот должно произойти.

Ручная камера

И все-таки в творчестве Джеймса Вана заметно, что в свое время он пересмотрел множество черно-белых фильмов ужаса, большая часть которых были творчеством признанного мирового гения хорроров Хич Кока. Как и он, самые наряженные моменты, Ван снимает ручной камерой, создавая ощущение подлинности экранных событий и личного присутствия рядом с героем.

Подлинность

Джеймс Ван заставляет поверить в достоверность показываемой истории и осознавать, пока разворачивается сюжет, что эти события могут произойти и с тобой. Как он этого добивается? Опять, очень тонко и изящно, не используя ужасающие сцены, а лишь используя различные форматы изображения. Так, на заднем плане может показываться телевизионный репортаж или вестись съемка любительской камерой, придавая картине подлинность и подогревая твое чувство тревоги.

Неожиданный конец

Смотря фильмы Джеймса Вана сложно предугадать финал картины, но может кому-нибудь и удается. Но мне – ни разу не посчастливилось, хотя другие фильмы порой не интересно смотреть: и так знаешь, каким будет конец истории. В последние минуты режиссер всегда поворачивается сюжет так, что вся рассказываемая история переворачивается с ног на голову. При этом ты знаешь все «подсказки», которые он оставляет по ходу фильма и они в финале становятся понятными, но совершенно трактуются режиссером совсем по-другому, нежели ты себе это представлял.

Мне нравится, что большинство фильмов Вана не заканчиваются хэппи-эндами. Едва решив одну проблему, герои с головой погружаются в другую, еще более серьезную и оказываются в еще более худшей ситуации. На этом кино обрывается, оставляя зрителя гадать, что же произойдет дальше. С одной стороны, режиссер отставляет финал открытым, подготавливая почву для продолжения фильма и снятия франшизы. С другой, этим его ленты выделяются из типичных голливудских историй, обычно заканчивающихся на позитивной ноте.

Сделав головокружительную карьеру и став главным режиссеров культовых хорроров современности, Джеймс Ван решил поменять жанр и заняться съемками фильмов другого плана. Заявив, что десять лет он пугал зрителей и превосходно овладел этим искусством, поэтому фильмы «Заклятие» и «Астрал: Глава 2» – его последние фильмы ужасов. Теперь он хочет изучать мир кино и пробовать себя в разных жанрах. В 2018 году ожидается выход сразу нескольких фильмов, где Ван будет являться режиссером и продюсером: боевик «Аквмен», фильм ужасов «Монахиня» и «Астрал: Глава 4». Думаю, что я их посмотрю, ведь почти все фильмы у него получаются впечатляющими.