Форсирование Эльбы

06.04.2018

Эльбу форсировать - это вам не ручей сходу брать! Готовились к форсированию Эльбы основательно. "Замочку" техники проводили на реке Мульде. На тактическом поле готовили механиков к входу в воду. Течение на реке Эльба сильное, в воду входить надо под большим углом, машину разворачивало параллельно к берегу, в таком положении плыли до касания гусеницами БМП грунта. Конечно, очко слегка играло - в закрытой банке, все грохочет, ни черта не видно. Но, азарт, адреналин – так прёт! Какие лыжи, какие парашюты, вот где настоящий экстрим.

Мало того, что экипаж полдня промазывает смолой всё, что можно. Тысячу раз проверяет носовую и кормовую помпы. Если остановятся, вода быстро прибывает! Особенно приятно при плаве когда через отбойный щиток перехлёстывает вода, то у механика сухим только шлем остаётся. Внесу ясность в вопрос форсирования водной преграды БРДМом сходу: для подготовки форсирования БРДМу необходимо проверить работу водооткачивающего насоса и закрыть три кингстонных лючка. Никаких работ по заклейке, в отличии от БМп и танков, проводить не надо. Вода, поступающая в машину откачивается помпами в тоннель водомета, а после форсирования оставшаяся вода сливается через кингстоны. А вот с танками совсем другая история, форсируют то по дну реки, там нужно подготовить танк поконкретней. Обязательная установка ОПВТ(оборудование для подводного вождения танка) - позволяет до пяти метров преодолевать глубины…

Механики-водители нашего мотострелкового полка никогда не задавались вопросом, круто это или не круто форсировать реку на БМП. Из рассказов бывалых офицеров выходит, что в основном все очень даже здорово были обучены и подготовлены, где то даже лучше офицеров. Выходит, что даже не все офицеры форсировали реки. Ну а как мы это делали, вернее наши механики, это было просто здорово. Лично участвовал в двух форсированиях и одной замочке, которая происходила на каком то пруду за городом.

Прибыл к нам новый командир полка, и тут учения с форсированием водной преграды. Как оказалось новый КП за всю службу ни разу реки не форсировал. Он прямо перед заходом в реку механику так ласково говорит: «Сынок, ты ж нас не утопи, я тебе если все хорошо отпуск дам» А механик-водитель уже несколько раз форсировал, короче АС. БМП прыгает с разгона в воду, кажется, что мы сейчас нырнём. Командир полка чуть ли не молился, а только на берег противоположный вышли и механик чего-то замешкался, все обещания забыл и матюкать его начал. Я все равно солдата сам в отпуск отправил, обидно было за командира. Григорьев так бы не делал. Вот такая история. А вообще форсировать водную преграду очень интересно. Как - то на учениях после марша в ночь форсировали реку Шпрее. Переправились, собрались в колонну. Механики-водители вышли машины осматривают. Один механик обходит машину в темноте и видит, что-то в одном месте расстояние между катками большое. Ногой пнул - пустота. Пошёл на другую сторону - там каток в этом же месте. Потерял каток во время переправы через Шпрее! Видно торсион лопнул, и каток в речке на память немцам остался.

Может быть, кто помнит, механик из нашей восьмой МСР по фамилии Пятков при форсировании ночью, какая была река уже не помню, открыл люк механика и начал умываться, ну и получил же он потом…

То, что многие в период службы не принимали участия в преодолении водных преград и их форсировании это в порядке вещей по причинам: очень дорого - только перекрытие судоходной Эльбы в копеечку влетали нашему государству эти военные забавы, отсутствие в местах службы водных преград и прочее. В отношении подготовки, то каждому участнику в зависимости от его статуса своя задача: механику - одна, наводчику - другая, командиру - все! И если опытный механик больше знает, чем его командир как подготовить машину к плаву - слава богу, и спасибо. Но точно, что меньше знает своего командира как организовать форсирование в целом, т.е. бой с преодолением водной преграды, которое является частью большего: подготовка, взаимодействие, связь, тыловое обеспечение, огневое поражение и управление им в ходе подготовки и ходе и т.д..

Любые ученья не обходились без ЧП. Одно БМП нашего первого МСБ заглохло и пошло по течению, навстречу гражданскому судну, которое быстренько дало задний ход, машину ту саперы какой-то своей большой амфибией вытащили. Следующая история при форсировании Эльбы весной 1983 году была печальней. На учениях БМП переправлялись через реку, а сапёры на катерах понтонеров стояли на стрёме. Одна БМП стала черпать воду и наши зацепили её транспортером ПТС, но до берега не дотянули, боевая машина перевернулась вниз "мордой". В этот момент из неё успел выпрыгнуть сержант, а БМП затонула на глубине двенадцати метров. С двух катеров был протянут "трал" из троса, минут через тридцать её зацепили. Ротный сапёров спускался обследовать, как машина расположена на дне для дальнейшей "подцепки" и вытаскивания её тягачом на берег. Течение на Эльбе - дай бог! Сносило тогда здорово! Ну и не видно ни фига - речка мутнейшая. Все на ощупь. Так и не удалось нашим водолазам в легком снаряжении, но всё - равно топая по дну, подцепить машину. На дне илу с полметра, да и течение. Помогли немцы, ныряя с аквалангами в ластах - зацепили. Водитель-механик, к сожалению, погиб. Земля ему пухом!

Многим ветеранам службы в ГСВГ можно гордиться тем, что они форсировал Эльбу.

Если Вам интересны мои публикации, поставьте палец вверх и подпишитесь на канал — тогда они будут чаще появляться в Вашей ленте новостей. Спасибо за внимание!