Наш ответ "Першингам"

В 1984 года Десятая танковая дивизия ГСВГ передислоцировалась из Потсдама в Альтенграбов. Как нам говорили на больших совещаниях, это сделано из тактических соображений. В Альтенграбове был танковый учебный полк и большой полигон. А в Потсдаме танковая дивизия и нет места для занятий и стрельб. Два танковых полка стояли в самом городе. Опять же Потсдам это множество каналов и мостов. Не дай бог - война, дивизия становилась тут же недееспособной из-за разрушенных мостов и водных преград.

А переброска дивизии в Альтенграбов давала дивизии оперативный простор в западном направлении. Пришли мы в Альтенграбов в мае 1984г. Дивизия на место учебки. Естественно начались масштабные работы по расширению старых и созданию новых парков для техники. А это стройматериалы в неограниченных размерах. Как инженерные войска мы принимали активное участие в этих работах.

И даже мы, военные инженеры, начинаем понимать, что передислокация дивизии была операцией прикрытия строительства укрытий для пусковых установок ракет средней дальности СС-20 и в дальнейшем боевым прикрытием пусковых установок. Это был наш ответ на установку «Першингов» в Западной Германии.

На станции работало четыре бетонных узла. Один узел на нужды дивизии, а три работали куда-то в лес. При аккуратных разговорах с бойцами водителями выясняется, что груженые бетоном зилы-ММЗ доходили только до КПП, там за руль садились гражданские водители и уезжали дальше. Через минут пятнадцать машина возвращалась. Солдат за руль и обратно на станцию под погрузку.

На территорию укрытий ракет напоролись случайно. На инженерном путепрокладчике по команде начальника инженерной службы дивизии гладили танковые колонные пути, ну и сбились с дороги. Упёрлись в КПП. Выскочил офицер и недвусмысленно дал понять, чтобы нас через десять секунд здесь не было! Быстро разворачиваем машину и обратно в лес. Шли вдоль проволочного ограждения. Две линии, между ними часовой. За проволокой земляные валы. Как офицер-фортификатор сразу понял - укрытия для техники и не маленькой...

Воспоминания командира взвода А. Осипова отдельного военно-строительного батальона про строительство объекта УЦ-30:

"В августе 1983 года прибыл в Альтенграбов. Мой 2-й взвод 2-й роты проводил работы по строительству двухэтажной казармы почти в центре "жилой зоны". Работы велись бешеными темпами на всех объектах одновременно - рядом строились два пятиэтажных дома, овощехранилище и еще что-то. Был и в лесу на этих самых ангарах с пусковыми установками - 16 ракет должно было быть в каждой. Обвалованный ангар и тут же пусковая площадка. Говорили, что запуск ракет можно было производить "вручную". Главное, вытолкнуть первую.

Работали "с колес". Строительные материалы никто не считал. Я периодически был старшим машины по вывозу кирпича и цемента со станции. Там работало отдельное погрузочное подразделение. Машину довольно быстро загружали. Жили в палатках. Лес такой сосновый, редкий. Жара была, пыль. Выходные действительно редко были, ехали к семьям в Биескоф как на великий праздник. Помню, приезжаешь поздно вечером в субботу, а в понедельник часиков в 6-00 уже машина на КПП ждет с прапорщиком во главе. Смена белья и прочего имущество уже загружено в кузов. А в воскресенье и партсобрания периодически проводили. Было весело - молодые были!»

В этой командировке были подразделения со всей группы войск. Кто-то строил, кто-то охранял. И всё это велось ударными темпами. 1 сентября 1983 г. наши сбили корейский самолёт, а 19 сентября наш МСБ и Минбат (353 гв.ТП) уже ехал в командировку. И всё это курировалось на уровне Главкома ГСВГ Зайцева. По его приказу всех дембелей находившихся в командировке, было приказано не увольнять до особого распоряжения. В итоге все борта ушли в Союз ( последний 30 октября), а все командированные дембеля уехали поездом 13 ноября. И то после того, как отказались выходить утром на построение. С полка приезжали замполит с особистом и рассказывали какая напряжённая обстановка в мире. Буквально через три дня после этого всех дембелей тихонько ночью вывезли с "объекта", дали две ночи на подготовку, и не " потроша" чемоданы и форму, попрощались у штаба полка и отправили домой. Так что эта командировка всем очень запомнилась…

Если Вам интересны мои публикации, поставьте палец вверх и подпишитесь на канал — тогда они будут чаще появляться в Вашей ленте новостей. Спасибо за внимание!