Камуфляж "Dazzle" - интересная попытка маскировки кораблей

Камуфляж используется для того, чтобы скрыть транспортные средства, военную технику или солдат от глаз противника. Но как замаскировать корабль в море? Невозможно сделать его внезапно невидимым, особенно посреди водной глади. Если нет возможности скрыть судно от вражеского взора, тогда нужно доставить сложности для возможной атаки.

Во время Первой Мировой войны британцы начали использовать специальный камуфляж - камуфляж Dazzle (ослепляющий камуфляж), затрудняя распознавание направления движения корабля.

                  Британский пассажирский лайнер "Мавритания" в камуфляже "Dazzle"
Британский пассажирский лайнер "Мавритания" в камуфляже "Dazzle"

Предыстория

Перед началом ПМВ, военные корабли обычно окрашивали в серый, зеленый или двухцветный цвет. Такая окраска не создавал сложности в обнаружении корабля. Лишь полностью серая окраска была несколько лучше, иных цветов, но лишь при определенных погодных условиях.

В 1914 году, известный зоолог и эмбриолог Джон Грэм Керр предложил британскому адмиралтейству раскрасить корабли в черно-белые полосы. Задача камуфляжа заключалась в том, чтобы максимально затруднить распознавание курса и расстояния от корабля при использовании существующих на тот момент приборов наблюдения, таких как, например, перископ.

        Эскадренный броненосец USS Nebraska в необычном ослепляющем камуфляже                           
                                                                  в Норфолке - 20 апреля 1918 г.
Эскадренный броненосец USS Nebraska в необычном ослепляющем камуфляже в Норфолке - 20 апреля 1918 г.

Британскому адмиралтейству пришлась по нраву предложенная идея и вскоре начались испытания камуфляжа. В ходе испытаний подтвердилась правильность теории Джона Грэма Керра, однако через несколько месяцев использование такого камуфляжа было полностью прекращено. Это было сугубо личное решение морских офицеров, которым попросту не нравились корабли, разукрашенные в полоску.

Ослепляющий камуфляж в ПМВ

К идее морского камуфляжа британское адмиралтейство вернулось в конце 1916 года, в худший для себя период времени, когда сотни британских военных и торговых судов пошли на дно Атлантики из-за нападения немецких подводных лодок. На этот раз ослепляющий камуфляж был разработан английским художником-маринистом Норманом Уилкинсоном, который во время ПМВ служил на флоте.

В ходе испытаний было доказано, что камуфляж, состоящий из черно-белых геометрических фигур, хотя и не снижает обнаруживаемость корабля, но существенно затрудняет определение направления, в котором движется корабль, как и расстояние до него.

До конца ПМВ сотни британских и американских военных кораблей и торговых судов были окрашены в черно-белый камуфляж. Однако, анализ потерь, понесенных флотами и США и Британии показал, что разница в количестве затонувших кораблей с камуфляжем, и без него были была очень мала.

                                                Британский HMS Kildwick в  камуфляже "Dazzle"
Британский HMS Kildwick в камуфляже "Dazzle"

Заключение

С началом ВМВ ослепляющий камуфляж так же наносился на корабли. Однако быстро выяснилось, что изобретенные дальномеры, радиолокационные системы, самолеты разведки могут легко обнаруживать корабли, покрытые таким камуфляжем.

              Линкор USS Alabama в более нейтральном ослепляющем камуфляже в конце             
                                                                     Второй Мировой войны
Линкор USS Alabama в более нейтральном ослепляющем камуфляже в конце Второй Мировой войны

Но у камуфляжа Dazzle было одно преимущество - он затруднял распознавание деталей наблюдаемого корабля, таких как количество башен и тип орудий.

Если Вам было интересно, то поставьте лайк и сделайте подписку на канал. Впереди будет много интересного! Мирного Вам неба над головой.