СНАБ-3000 «Краб» - первая попытка СССР создать "Умную бомбу"

16 February 2019

                     ТУ-16 с подвешенной управляемой авиабомбой СНАБ-3000 «Краб»
ТУ-16 с подвешенной управляемой авиабомбой СНАБ-3000 «Краб»

Предыстория

Вскоре после окончания ВОВ в СССР начались исследования по созданию авиационных управляемых бомб. За основы были взяты захваченные чертежи, документация и общие наработки немцев.

Особое внимание советские конструкторы уделяли наработкам немецкого конструктора Макса Отто Крамера, в частности сконструированной им управляемой авиационной бомбе «Fritz-X». Бомба была спроектирована для поражения надводных целей. По разным сведениям «Fritz-X» максимальная толщина пробития составляла 130-150 мм, а КВО (круговое вероятное отклонение) равнялось 14 м.

                       Музейный экспонат немецкой управляемой авиабомбы  Fritz-X
Музейный экспонат немецкой управляемой авиабомбы Fritz-X

Руководящий аппарат СССР поставил задачу разработать по примеру трофейного образца свою управляемую бомбу, в которой применялось бы самонаведение на теплоконтрастные цели в инфракрасном диапазоне.

Разрабатываемую "умную" (управляемую) авиабомбу предполагали использовать против интенсивно выделяющих тепло целей, таких как заводы, стратегически важные промышленные предприятия, крупные тепло-электростанции и пр.

Советская бомба получала название СНАБ-3000 (самонаводящаяся авиационная бомба - массой 3000 кг(вес в итоге составил 3200 кг)) «Краб»

Конструкция

Корпус авиабомба СНАБ-3000 «Краб» имел обтекаемую каплевидную форму, достаточно похожую на немецкую «Fritz-X» . В задней (хвостовой) части корпуса размещались стабилизаторы, окруженные коробчатой рамой, в середине корпуса — крыло X-образной формы.

                                Чертеж управляемой авиационной бомбы СНАБ-3000 «Краб»
Чертеж управляемой авиационной бомбы СНАБ-3000 «Краб»

В носовой части авиабомбы СНАБ-3000 «Краб» была размещена головка самонаведения (ГСН), состоявшая пары фотоэлементов. Советскими конструкторами были созданы две модификации головок самонаведения— 01-53 и 01-54, отличающихся между собой диапазоном чувствительности.

Захватив цель в инфракрасном диапазоне, ГСН подавала сигнал на автопилот, расположенный в хвостовой части, который запитывался от АКБ (батареи) .

Чертеж управляемой авиационной бомбы СНАБ-3000 «Краб»
Чертеж управляемой авиационной бомбы СНАБ-3000 «Краб»

Обнаружив соответствующую цель штурман-бомбардир заблаговременно приводил в активное состояние систему наведения СНАБ-3000 «Краб». После сброса авиабомбы, она какое то время падала под определенным углом (прибл.50 градусов).Затем «Краб» стабилизировался после чего в заданный момент активировалась ГСН и начинала искать подходящую цель.

Испытания

Первые практические испытания СНАБ-3000 «Краб» состоялись в 1950 году. По итогам проведенных тестов, было принято решение привнесены изменения в конструкцию. Затем в период с 1952 по 1955 года началась очередная череда испытаний управляемых бомб.

                Управляемая авиационная бомба СНАБ-3000 «Краб»
Управляемая авиационная бомба СНАБ-3000 «Краб»

По итогам проведенных испытаний выяснилось, что СНАБ-3000 «Краб» теряет свою управляемость ввиду того, что сильно засвечивалась головка самонаведения. Авиабомба показывала удовлетворительную точность при наведении на яркие объекты, однако в дневное время, при воздействии солнечных лучей ГСН плохо наводилась на предполагаемую цель, как следствие КВО становилось слишком большим.

Заключение

СНАБ-3000 «Краб» был сложен в эксплуатации, ГСН давала сбои, работала ненадежно. Так же большое количество времени, порядка 17 часов уходило на сборку данной авиабомбы. В итоге, в 1956 году все работы по проекту СНАБ-3000 «Краб» были полностью прекращены.

Если Вам было интересно, то поставьте лайк и сделайте подписку на канал. Впереди будет много интересного! Мирного Вам неба над головой.