Бензин против дизеля

12 May 2019
4-тактный дизельный двигатель водяного охлаждения В-2-34 мощностью 400л.с. танка Т-34
4-тактный дизельный двигатель водяного охлаждения В-2-34 мощностью 400л.с. танка Т-34

Рудольф Дизель был немцем. Поэтому вопрос: «Почему немецкие танки, в отличие от русских всю войну ходили на бензине?» - задается очень и очень часто, особенно сегодня, в праздничные «победные» майские дни. Ответ же на него находится на стыке экономики, стратегии и... традиций.

4-тактный дизельный двигатель водяного охлаждения В-2-34 мощностью 400л.с. танка Т-34
4-тактный дизельный двигатель водяного охлаждения В-2-34 мощностью 400л.с. танка Т-34

В отличие от СССР, промышленность Германии находилась на более высоким технологическом уровне, в особенности, промышленность химическая. А вот с сырьем были серьезные проблемы – своей нефти в Германии не было. По этой причине немцы научились синтезировать бензин из каменного угля. Синтезировать же солярку из него было нельзя.

В тоже время, дизельное топливо в огромных количествах поглощал немецкий флот. Линкоры и крейсера, находясь в норвежских фьордах, даже на якоре требовали просто океан мазута. Еще больше солярки уходило весьма многочисленный подводный флот, тиранивший союзников не только в Атлантике, но даже в Индийском океане. Поэтому для танков дизельного топлива просто не оставалось.

Карбюраторный двигатель водяного охлаждения Крупп 60PS мощностью 60 л.с. танка PzKpfw I
Карбюраторный двигатель водяного охлаждения Крупп 60PS мощностью 60 л.с. танка PzKpfw I

В тоже время, оно им не особо и требовалось. Первые немецкие танки. Да, собственно, не только немецкие, но и советские и британские – все были бензиновыми. Даже легенда американского танкпрома – средний танк «Шерман», выпускался уже в ходе войны параллельно как с дизелем, так и с бензиновым двигателем. Всё потому, что бензиновый двигатель был проще и дешевле. Его мощности и крутящего момента вполне хватало большинству танков – они были не такие уж и тяжелые. В особенности это касалось ранних немецких машин.

В 1939-42 годах, Германия выпускала преимущественно легкие танки.

Карбюраторный двигатель водяного охлаждения Майбах NL-38 мощностью 95 л.с. танка PzKpfw II
Карбюраторный двигатель водяного охлаждения Майбах NL-38 мощностью 95 л.с. танка PzKpfw II

Самый массовый – PzKpfw III, в зависимости от модификации весил от 15,4 до 23,3 тонн. Карбюраторные бензиновые двигатели вполне справлялись с такой нагрузкой. Кроме того, особенность бензинового двигателя, в отличие от дизеля – высокие обороты. Это вполне подходило для скоростных машин «Блицкрига». Уже, как говорится «в процессе» большой войны, была осознана необходимость повышения защиты танка, а, следовательно, и рост его массы. Вот тут, и у немцев «запахло керосином». Но было уже поздно – создать дизельные двигатели для своих тяжелых и сверх тяжелых танков они уже не успевали.

Карбюраторный двигатель водяного охлаждения Майбах NL-62 мощностью 140 л.с. танка PzKpfw IIB
Карбюраторный двигатель водяного охлаждения Майбах NL-62 мощностью 140 л.с. танка PzKpfw IIB

Пытались они делать дизельные двигатели и меньшей мощности. Иногда даже вполне успешно. Но тут в полный рост вставал вопрос логистики – снабжать Вермахт и бензином, и дизтопливом было очень сложно, особенно при дефиците последнего. Вот потому дизельные модификации танков практически не приживались. По сути, применение бензинового движка для немецких машин, стало «традиционным».

Карбюраторный двигатель водяного охлаждения Майбах NL-120 мощностью 300 л.с. танков PzKpfw III и PzKpfw IV. Два таких же двигателя ставились на САУ "Фердинанд"
Карбюраторный двигатель водяного охлаждения Майбах NL-120 мощностью 300 л.с. танков PzKpfw III и PzKpfw IV. Два таких же двигателя ставились на САУ "Фердинанд"
Карбюраторный двигатель водяного охлаждения Майбах NL-210 мощностью 650 л.с. танка "Тигр"
Карбюраторный двигатель водяного охлаждения Майбах NL-210 мощностью 650 л.с. танка "Тигр"

Карбюраторный двигатель водяного охлаждения Майбах NL-230 мощностью 650 л.с. танка "Пантера"
Карбюраторный двигатель водяного охлаждения Майбах NL-230 мощностью 650 л.с. танка "Пантера"

Был еще один – чисто технический момент. Как я уже говорил, дизельные движки, "от природы" низко оборотисты, но при этом имеют очень большой крутящий момент. Поэтому для танка нужно было создавать трансмиссию, способную выдерживать такие нагрузки. А это опять рост массы.

4-тактный дизельный двигатель водяного охлаждения Даймлер-Бенц MB-507 мощностью 720 л.с. опытного танка PzKpfw VD
4-тактный дизельный двигатель водяного охлаждения Даймлер-Бенц MB-507 мощностью 720 л.с. опытного танка PzKpfw VD

Что же касается огнеопасности бензина, то это в значительной мере натяжка. Пары солярки в полупустых баках взрываются не хуже бензиновых. А поджечь бензин ненамного легче чем солярку. Вообще, этот вопрос – скорее вопрос личных ощущений «юзеров». Сколько-нибудь внятной и доказательной статистики по этому вопросу нет.

Поперечный разрез  дизельного двигателя воздушного охлаждения Sla-16 фирмы Simmering
Поперечный разрез дизельного двигателя воздушного охлаждения Sla-16 фирмы Simmering

И кстати, в уже в конце войны, австро-германская фирма Simmering, при участии Porsche K.G., разработала для танка Tiger II неплохой дизель Sla 16 мощностью 750-770 л.с. Примечателен он тем, что после целой череды видоизменений он стал «сердцем» ультрасовременной российской тяжелой боевой платформы «Армата». Корни ее двигателя – А-85-3А, как раз идут к этому «Зиммерингу».

Simmering Sla-16
Simmering Sla-16
ЧТЗ 2В-12-3
ЧТЗ 2В-12-3

Опять же, утверждение, что советские танки все сплошь были дизельными – это ведь тоже не верно. Дизельными были только Т-34, КВ и затем ИСы. Да и то, одно время, когда дизелей не хватало, вместо них ставились авиационные бензиновые моторы М-17. Почему-то у нас не принято замечать огромное количество легких танков: Т-60, Т-70, Т-80 и самоходных установок СУ-76, выпушенных на их базе – это десятки тысяч бронированных боевых машин. И все они были бензиновыми! Их силовые установки основывались на автомобильных агрегатах.

Так что само утверждение, вынесенное в начало статьи, это еще одна мифологизация.

Понравился материал? Ставьте лайки, делитесь прочитанным и подписывайтесь на мой канал! Будет еще много интересного!

Число моих подписчиков и постоянных читателей, судя по статистике, постоянно растет. Это значит, что публикуемые мной материалы Вас интересуют, нравятся. В связи с этим решился на эксперимент: приобретение оригинальных, в том числе архивных материалов стоит денег. Слава Богу пока не нищенствую, но целевая материальная поддержка мне бы не помешала. Кто готов поучаствовать в этом деле, вот реквизиты для перечисления денежек:

Карта Сбербанка: 5469160012600552

Карта Альфа-банка: 4154812036015711

Карта Tinkoff Bank: 5213243772608277

Кошелек Яндекс-Деньги: 41001844511329

Pay Pal : alexeykhlopotov@gmail.com

Ваша помощь и материальная поддержка - лучший стимул к моей дальнейшей работе!