Поставленная задача была выполнена. Созданная БМР показала превосходные результаты. Опыт ее создания впоследствии использовался при разработке других аналогичных машин разминирования. Но самая высокая оценка была дана одним механиком-водителем БМР, заявившим – «хорошая машина», когда после подрывов на минах и фугасах он остался цел и невредим.
Технические особенности БМР-1 привожу на основе подлинника ТО и ИЭ.
«Техническое описание и инструкция по эксплуатации» на БМР-1 было утверждено генерал-майором-инженером Степаном Максимовичем Дмитрусенко (командир в/ч 52682-Р – вероятно ГУ инженерных войск) 20 мая 1982 года. Подписи согласования поставлены 13 мая 1982 года начальником КТЦ полковник-инженер В.Н.Ковалев; 14 мая 1982 года – начальник 38 НИИ МО СССР генерал-лейтенант-инженер Василий Михайлович Антоневич.
Бронированная машина разминирования БМР-1 – специальная гусеничная машина, имеющая навесное оборудование (минный трал КМТ-7К), вооружение, усиленную броневую защиту днища под обитаемым отделением. Она предназначена для разминирования дорог, колонных путей и проделывания проходов в минных полях.
Машина вооружена одним пулеметом КПВТ калибра 14,5 мм и пулеметом ПКТ калибра 7,62мм. Оба пулемета установлены спаренно в башне.
Для наведения пулеметов на цель установлен прицел ПП-61АМ.
Машина спроектирована и изготовлена на базе самоходной артиллерийской установки СУ-122 с установкой двигателя В-55В, агрегатов трансмиссии и ходовой части танка Т-55. Схема расположения агрегатов и узлов силовой установки, силовой передачи и ходовой части такая же, как на танке Т-55. Приводы управления агрегатами силовой установки аналогичны приводам управления СУ-122, но отличаются частично по конструкции и расположению.
Экипаж состоит из трех человек: командира, механика водителя и стрелка.
Хочется отметить, что базовым тралом для БМР-1, согласно ТО и ИЭ являлся все же КМТ-7К («Изделие 230»), а не КМТ-5М, как можно кое-где вычитать в Интернете. Однако, несмотря на то, что на БМР-1 был установлен двигатель мощностью 584 л.с. против первоначального 520 л.с., работать машине с тралом КМТ-7К было тяжеловато. Поэтому на машину действительно бывало цепляли чуть более легкий, но менее надежный КМТ-5М. Для решения проблемы тралящего оборудования БМРки, приказом Министра машиностроения СССР Вячеслава Васильевича Бахирева от 14.11.1984 года, была задана ОКР по созданию облегченного каткового трала для БМР-1/-2 и БТС под шифром «Парнас». По ТЗ новый трал должен был содержать невзрывоустойчивые сменные катковые рабочие органы, иметь в комплекте электромагнитный трал, но не требовалось создавать аварийную отцепку. По заданию, работы следовало начать в 1 квартале 19856 года и к концу того же года закончить заводскую отработку изделия. Работы вело СКБ-200 завода им.Серго Орджоникидзе в г.Челябинске (ныне НПО «Станкомаш»).
Заводские испытания трала «Парнас» были закончены с опережением – к осени 1985 года. 16.07.1986 года на завод пришла директива Главкома Сухопутных войск на проведение государственных испытаний опытных образцов трала «Парнас» на полигоне УрВО в период с августа по сентябрь 1986 года. При этом еще раньше. Не дожидаясь ГИ, по распоряжению министра завод изготовил и отгрузил в Афганистан 10 комплектов нового трала. Впрочем, испытания завершились успешно. Положительное решение по их итогам было получено в начале 1987 года. В это время предприятие уже выполняло заказ на изготовление еще одной партии тралов «Парнас» для 40-ой Армии. Ее количество составляло 60 комплектов. При этом, поставка осуществлялась без электромагнитной приставки, так как данные о применении в ДРА электромагнитных противоднищевых мин к тому времени не подтвердились. Однако в мае 1987 года пришло распоряжение в комплект 5 тралов включить корчеватели, способные перерезать проводные линии управления электровзрывателей мин и фугасов, которые к тому времени начали понемногу появляться на дорогах Афганистана. Такая работа была выполнена.
Что касается ПМЗ, то тут нужно сказать, что рабочие места экипажа не имели связи с днищем машины – сиденья крепились к носовому и бортовому листам корпуса. Так же не имел связи с корпусом и стеллаж с аккумуляторными батареями. В боевом отделении были установлены специальные полики, имеющие увеличенный слой губчатой и ковриковой резины для улучшения амортизационных свойств. Полики конструктивно выполнены съемными и закреплены к специальным балкам, тоже не имеющим связи с днищем. С целью повышения защиты экипажа от поражения осколками брони в случае ее пробития, внутри к бортам боевого отделения прикреплены алюминиевые экраны. В заднем листе боевого отделения имеется люк запасного выхода.
Для улучшения противоминной стойкости под боевым отделением днище имеет дополнительное броневое усиление снаружи и усиление жесткости внутри. Кроме того, для усиления противоминной стойкости кронштейны балансиров и амортизаторов имеют дополнительную броневую защиту.
Тут, проявляется один нюанс. Судя по схеме защиты днища из ТО и ИЭ, его нижний лист выполнен сплошным на всю длину, в то время как на модели фирмы MiniArt показана имитация ПМЗ днища тремя отдельными листами. Более того, в двух из них имеются вырезы – доступ к люкам в днище корпуса. В том числе к запасному - так называемому «люку героев». И это НЕ ошибка! Дело в том, что есть пусть одна, но все же реальная фотография БМР-1 с именно таким днищем ПМЗ и вырезами. Скорее всего в ходе серийного производства в конструкции реальных машин появилось это отличие, не отраженное в ТО и ИЭ, описывающем первоначальный проектный вид машины.
Это же касается и запасного люка в кормовой стенке рубки. Судя по схеме из ТО и ИЭ, он должен был открываться наружу в право по ходу движения. А на всех фото, в том числе опытных машин, он открывается наружу вверх.
Что касается вооружения, то его унифицировали с вооружением наших серийных БТРов, которое к тому моменту показало себя в ДРА весьма неплохо. Для упрощения производства, башня, к которой тогда особых претензий не было, полностью заимствовалась от устаревающих БТР-60ПБ и БРДМ-2. Она устанавливалась на специальном основании, выполненном из броневого листа, а для увеличения противопульной и противоосколочной стойкости, башня получила специальную защиту. Ее защита выполнена сварной конструкцией из броневых листов в виде цилиндрического кожуха. При этом верхним листом кожуха защита прикреплена к крыше башни при помощи болтов.
Силовая установка, как уже упоминалось, заимствовалась от Т-55. Те, кто пишет, что «двигатель и трансмиссия машины были полностью заимствованы от СУ-122-54» - сильно ошибаются. Так же ошибаются и те, кто утверждают, что «ходовая часть БМР-1 полностью аналогична самоходной артиллерийской установке СУ-122-54». Это тоже не так. Ходовая часть БМР-1 была унифицирована с Т-55. Более того, с целью повышения надежности работы, в отличие от ходовой части Т-55, помимо первого и пятого катка, второй каток устанавливался на усиленном подшипнике.
Внешняя связь обеспечивалась посредством танковой УКВ-радиостанции Р-123М.
Отдельно в ТО и ИЭ оговаривались особенности эксплуатации машины в горных условиях и условиях высоких температур и сильной запыленности воздуха.
Продолжение следует...
Понравился материал? Ставьте лайки, делитесь прочитанным и подписывайтесь на мой канал! Будет еще много интересного!